В начале 90-х годов многие из людей неслышащих и слабослышащих стали приходить в храм Новодевичьего монастыря, где служил и служит протодиакон Павел Трошинкин, и просили его объяснить им церковное богослужение. Протодиакон Павел долгое время работал с сурдопереводчиком в учебных заведениях и знал язык жестов. Постепенно он начал переводить желающим элементы службы, апостольские послания, Евангелие на язык глухонемых.
Интересующихся церковной службой глухих людей становилось все больше и больше. Наконец встал вопрос о создании общины инвалидов по слуху и о храме, в котором они могли бы утолять жажду духовной жизни и постигать красоту и глубину учения православной христианской церкви. Тогда-то, в 1991 году, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и была образована первая и единственная в то время община инвалидов по слуху и получено благословение на создание специального богослужения, понятного неслышащим людям: "30.06.91 г. Божие благословение да сопутствует святому делу возрождения храма и заботе, и попечении о глухонемых и слабослышащих — этих обездоленных людях. Патриарх Московский и всея Руси Алексий".
О том, почему именно храм Тихвинской иконы Божией Матери Симонова монастыря принял общину, и о ее проблемах рассказывает настоятель храма священник Андрей Горячев .
Выбрать храм для проведения службы на языке жестов очень сложно, поскольку практически в каждом внутри имеются перегородки и колонны, мешающие неслышащим видеть службу, отличающуюся от богослужения в обычном храме только тем, что священник и диакон обращены лицом не к алтарю, а к прихожанам, давая им возможность глазами "слышать" красоту богослужения и песнопения. Кроме того, в отличие от прихожан обычного приходского храма наши — инвалиды по слуху — живут не только в Москве и Московской области, но и в Тверской, Владимирской, других областях. Им удобней и проще добираться до храма, расположенного недалеко от вокзалов — то есть в центре Москвы.
Храм Тихвинской иконы Божией Матери Симонова монастыря отвечает этим требованиям. В перспективе он должен был стать духовно-реабилитационным центром для глухонемых, слабослышащих и слепоглухонемых верующих людей. Эта идея и была определяющей при решении передать уникальный комплекс сохранившихся монастырских зданий только-только зародившейся общине инвалидов по слуху, что и было сделано в январе 1994 года решением правительства Москвы.
В истории церкви не было прецедента, когда инвалиды своими силами, своей молитвой возрождали и восстанавливали монастырь. Не было опыта богослужения на жестовом языке. Живого общения с неслышащими на понятном им языке тоже никогда не было, разве что с помощью записок. Поэтому вместе с инициатором создания общины протодиаконом Павлом Трошинкиным и инициативной группой неслышащих людей мы начали очень долгую и кропотливую работу: переводили богослужение православной церкви на жестовый язык — с церковно-славянского языка на русский, с русского на жестовый. Словарного запаса жестового языка не хватало. Приходилось очень долго и подробно разбирать каждое слово в молитве и песнопении. Понадобилось более трех лет, чтобы сформировать жестовый эквивалент Божественной литургии. И как засияли лица наших прихожан, когда они стали участвовать в богослужении во всей полноте!
Благодаря тому, что служба переведена на жестовый язык, в словаре неслышащих людей появилось много новых слов. Прихожане удивительно тепло отзываются о церковно-славянском языке и говорят, что он очень красивый и им больше нравится читать на нем. Они чувствуют особую глубину, особый смысл, особую близость к Богу, душой принимая язык, на котором совершается богослужение. Это тоже одно из достижений служения в Симоновом монастыре.
Воспитатели, педагоги, всю жизнь работавшие с неслышащими детьми, поражаются тому, как они с неослабевающим на протяжении всей службы вниманием участвуют в богослужении, читают молитвы, готовятся к причастию — принятию Святых Таинств Христовых. Им трудно представить, что ребятишки, которых они не могли заставить прочитать параграф в школьном учебнике, в храме много читают, стараются больше говорить.
Мы ведем церковную школу, где рассказываем об основах православия, о житии святых, о чудесном обретении той или иной иконы, об истории нашего Российского государства, которая связана непосредственно с Русской православной церковью, раскрываем смысл евангельского чтения или апостольского послания, которое читается в день занятий. Это расширяет кругозор, повышает интеллектуальный уровень человека, увеличивает духовный потенциал и интерес к познанию мира, к истории России.
Мы живем в мире, в корне отличающемся от мира неслышащих людей, и вряд ли задумываемся о проблемах, стоящих перед ними. А они нескончаемы. Начиная от бытовых — договориться о починке текущего водопроводного крана, вызове врача на дом — и кончая воспитанием детей, когда кто-то из членов семьи — глухой. У одинокого пожилого неслышащего человека нет средств связи с окружающим миром: квартиры таких людей не телефонизированы, а размер пенсии не позволяет приобрести телефакс, компьютер или другую технику, помогающую общаться с внешним миром.
Социальные работники, призванные помогать немощным и инвалидам, не знают жестовый язык. Престарелый инвалид по слуху часто замыкается в себе, он оторван от мира, не может спуститься на улицу, пообщаться и поговорить с кем-нибудь.
Тяжелое положение неслышащих людей подталкивает нас к тому, что традиционно для монастырей и Русской православной церкви, — к созданию богадельни, места, где немощные люди могли бы найти духовный покой и заботу, побеседовать с теми, кто владеет жестовым языком.
Конечно, можно было бы предложить им Дом инвалидов или Дом престарелых, но и в них наши слабослышащие или неслышащие будут обособлены и отделены от коллектива.
Чтобы вырвать этих людей из замкнутого круга, мы планировали создать не просто приходской храм для неслышащих, а духовно-реабилитационный центр. С участием центрального правления Общества глухих и Московского городского правления Общества глухих мы хотели организовать обучение и духовно-нравственное воспитание неслышащих начиная с детского возраста и до получения профессиональных навыков и специальностей, которые помогли бы им устроиться в нашем мире. Однако эта идея так и не претворилась в жизнь.
Создание духовно-реабилитационного центра — серьезная проблема, требующая сначала решить вопросы коммуникаций — электричества, отопления, канализации, водоснабжения, что в наших условиях сделать очень трудно. Коммуникации, подобно зданию, находятся в аварийном состоянии. Отремонтировать или заменить их у общины и храма инвалидов по слуху и зрению средств нет.
Хотелось бы обратиться за помощью к власть имущим, финансовым структурам восстановить коммунальное хозяйство монастыря. Тогда мы могли бы постоянно держать у себя пожилых неслышащих людей, которые не могут представить себя без храма, но в силу разных обстоятельств не в состоянии издалека регулярно добираться до нас, а таких людей немало. А потом серьезно подумать и о духовно-реабилитационном центре.
Начало, можно сказать, уже положено. В январе прошлого года произошло знаменательное событие для нашей общины и всех слабослышащих. Наш прихожанин Павел Афанасьев после окончания Святотихоновского богословского института был рукоположен в сан диакона и теперь несет послушание в храме. Прихожане Дмитрий Балашов, Николай Сидоров, Ира и Роман Ильины, Маша Фаворова тоже окончили институт и получили богословское образование бакалавров богословия и преподавателей Закона Божия. Сурдопереводчик Валентин Терехов, помогающий мне в богослужении, — студент 5-го курса этого же института. Еще трое наших прихожан прошли обучение на курсах патронажных медицинских сестер при Святодмитриевском училище.
Инвалиды по слуху — очень тонкие, чуткие и внимательные. Если видят, что собеседнику интересно общаться с ними на языке жестов, помогают, поправляют, если ошибся, с удовольствием вводят в тот мир, в котором живут и мыслят сами. И наш христианский долг — помочь им почувствовать себя нужными для людей и общества.
Записала Наталья Долгушина,
"Парламентская газета"
Для тех, кто захочет помочь глухонемым прихожанам, публикуем расчетный счет Симонова монастыря:
109280 Россия, Москва, ул. Восточная, 4.
Телефон/факс: (095) 275-21-95
ИНН 7725067943
Р/С 40703810700010000087
В АКБ ЗАО "Пересвет" г. Москвы
К/с 30101810700000000259
БИК 044585259