Ни одного из "героев" этих преступлений нет в живых. О том, что их ждет высшая мера наказания, преступники знали заранее. УК советского времени не оставлял ни единого шанса на жизнь у параши грабителям, насильникам, убийцам, за плечами которых — две и более жертвы. Нынешним злодеям легче: мораторий на смертную казнь, демократичный УК и "деликатный" к преступникам (но не к жертвам!) УПК... Получается, убийцам 70-80-х просто не повезло ?
Страсти по невинным
Конец 80-х. Город Талнах. На чердаке типовой 5-этажки обнаружены тела двух девочек — пяти и семи лет. Лежат рядом, будто приготовленные для выноса и погребения. На шеях — четкий след от шнура или веревки. Больше — ни единой ссадины. Не изнасилованы — просто задушены. Очень скоро установлены имена жертв. Подружки Оля и Катя — обычные дети из хороших семей, живущих в этом же доме.
- Мы прочесали оба подъезда, — вспоминает Анатолий Галецкий, тогда — инспектор по особо важным делам Управления уголовного розыска ГУВД края. — Опросили всех жителей. Только в одной из квартир, сколько ни приходили, не смогли застать хозяев. Квартирой заинтересовались. Узнали фамилию жильцов — мужа и жены. Но куда они съехали? В адресном столе таких сведений не было. На помощь пришло местное телевидение. С экрана TV Галецкий попросил откликнуться гражданку Иванову, жительницу "мертвой" квартиры, и вскоре та действительно нашлась. Рассказала, что живет теперь у матери, муж страдал сексуальным расстройством и она с ним развелась... 40-летний Иванов был тут же объявлен в розыск, аэропорт блокирован.
Убийца хоронился в съемной квартире, на другом конце Талнаха. Найти и задержать его оказалось проще, чем заставить признаться в двойном убийстве. Иванов все отрицал, а обыск в квартире ничего не дал. Нервы у импотента сдали только тогда, когда его повели на тот самый чердак. Он упал в обморок.
...Днем Оля и Катя отправились погулять. Правда, во двор они так и не вышли. Добрый дяденька-сосед позвал их в гости — пообещал много вкусных конфет. Как только за гостьями захлопнулась дверь, Иванов стал раздеваться и, говоря языком следственного дела, "совершать развратные действия". 7-летняя Катя подняла крик, стала биться в дверь... Иванов схватил шнур и, на глазах у подружки, Катю задушил. Потом тем же шнурком "убрал" 5-летнюю свидетельницу Олю...
Ачинский глиноземный вырос на костях
В 70-е, во время строительства глиноземного комбината, Ачинск захлестнула волна преступлений. Большинство "комсомольцев" попали на стройку века вовсе не добровольно. Рабочие-зэки, лишенные свободы за преступления, жили за колючкой, в бараках, под недремлющим оком охранников, а работали — под лай овчарок. Жизнь условно-досрочно освобожденных строителей была почти раем. Расселили их в общежитии, перед сном пересчитывали и дверь в общагу запирали. Утром — строем на работу.
Днем Зотов и Сухоруков, два друга с Украины, ударно строили сибирский завод-гигант, а ночью вылезали в окно общежития и шныряли по городу. За пазухой одного — металлическая булава, любовно выточенная в цехе. Друзья жертв особо не выбирали. Незаметно увязывались за запоздалым прохожим и обрушивали на его голову булаву. Чистили карманы, снимали ценные вещи и тихо исчезали. Долгое время преступления оставались нераскрытыми. Двое пострадавших чудом выжили, но следствию помочь не могли: преступников не видели — те нападали только сзади.
Однако грабежи были раскрыты. Зотов-Сухоруков арестованы, в комнате общежития, где они жили, сделан обыск. Тумбочки "братьев по крови" были забиты награбленным добром. Выходит, кровавая охота была хобби "строителей", а вещи, снятые с жертв, — не более чем сувениры!
Последнее слово Зотова и Сухорукова, приговоренных к высшей мере наказания, было кратким:
- Не расстреливайте нас — мы вам еще пригодимся. Пошлите нас воевать во Вьетнам...
- Приговор оставили без изменения, а в городе сразу стало тише, — вспоминает Григорий Иванов, тогда — начальник угро ГУВД края. — Кто-то задумался, а кто-то просто испугался.
Фамилии жертв и преступников изменены.
Справка "КП"
Громкие преступления последних лет
1997-2002 годы. На счету Васильева — более 30 ограблений, 18 убийств. "Я, черный ангел, хотел переплюнуть Чикатило", — признался он на суде. 25 лет лишения свободы.
2001 год. В мкр. Северный убиты и ограблены сестры Сухинины. Убийцы — Шитов и Подмазов — осуждены на 25 и 23 года, соответственно. Подозреваемая Корман освобождена от ответственности.
2002-й. Семья Денисовых — мать Галина, дети Олеся и Денис, 13 и 11 лет, сбиты иномаркой на пешеходном переходе. Уголовное дело в отношении водителя Папавы прекращено "в связи с отсутствием состава преступления".
Баранова Маргарита
Источник: КП в Красноярске "> КП в Красноярске