Задолго до отливки его окрестили Владимирским
На Балтийском заводе колокол родился. Вес новорожденного — 4,4 тонны, рост — 2,25 метра, диаметр — 1,9 метра. Но голос его — ля диез контроктавы — город услышит лишь месяца через полтора.
"О еже подати ему благодать, яко да вси слышащие звенение его во дни или в нощи возбудятся к славословию святого имени Твоего, " - произносил отец Павел слова молитвы, помахивая кадилом перед огромной формой-чревом, в котором предстояло родиться колоколу
Чрево безмолвствовало. Укрытое от любопытных глаз внешними стенками, обезличенное различными наружными конструкциями и утяжеленное грузами, ибо велика подъемная сила расплавленного металла, оно таило в себе литейную форму с барельефами будущего колокола. Окропленное святой водой, оно уже было готово принять в себя 6 тонн огненной массы, которая плавно разойдется по полости, заполнит все пустоты и будет дышать — сначала горячо, потом с каждым часом все тише, тише, пока в конце концов не остынет совсем и тело колокола не затвердеет окончательно.
Чрево безмолвствовало в напряженном ожидании. Уже 8 часов там, в глубине огромного цеха, в индукционной печи плавится то, что должно стать телом колокола. Колокольная бронза — это 80 процентов меди, 20 — олова и горсть серебра, которая по традиции добавляется в массу, чтобы облагородить обычный сплав, — все-таки для церковных служб колокол предназначен. В зоне плавки время от времени грохочут металлические конструкции, что-то шипит, стучит, то появляется, то исчезает из виду заключенная в объятия печи лава, освещая все вокруг огненным заревом.
Сплав, доведенный до температуры 1250 градусов, кажется живым — он двигается, дышит, светится и тоже ждет, когда из печи его перельют в огромный ковш, который бережно подхватит кран и плавно понесет в другой конец цеха — к форме. Время подстроилось под таинство рождения колокола — оно кажется тяжелым и тягучим, как сплав. Это потом вдруг неожиданно выяснится, что весь процесс занимал всего-то час с небольшим. А пока время медленно ползет по цеху вместе с ковшом, наполненным живой колокольной бронзой, и вместе с ним замирает над формой. Десять минут не происходит ничего — сплав остывает до нужной температуры, каждые пять минут теряя 20 градусов.
Двое плавильщиков, непосредственно занятых на заливке, время от времени опускают в ковш длинный стержень, к противоположному концу которого прикреплен датчик. Это "градусник" для измерения температуры жидкого металла — платино-радиевая термопара. Все ждут. Спокойно — те, для кого это работа, напряженно — все остальные. Нынешний колокол предназначен для звонницы Казанского кафедрального собора. И он — самый крупный из всех, которые когда-либо отливались на Балтийском заводе. Здесь же пять лет назад был отлит и первый, "повседневный", колокол для Казанского. В отличие от нынешнего, "праздничного", весит тот всего тонну с четвертью.
Средства, необходимые на отливку обоих колоколов, собраны всем миром — здесь вклады и благо-творителей, и ассоциации "Клуб "Невский проспект", и простых горожан. Рабочие чертежи для нынешнего колокола разработаны доктором технических наук, профессором Санкт-Петербургского университета путей сообщения Анатолием Лялиновым, а проект архитектурно-художественного оформления принадлежит скульптору Александру Севастьянову. Колокол украсят икона Казанской Божией Матери, образ святого равноапостольного князя Владимира и два креста. По окружности в назидание потомкам и в указание времени пройдет дарственная надпись, свидетельствующая, что "отлит сей колокол в Казанский собор в лето от Р.Х. 2003 при президенте России Владимире Путине благословением митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира".
Настоятель собора отец Павел Красноцветов говорит, что колокол уже окрестили Владимирским. Не в честь президента и митрополита, понятно, а в честь святого князя, крестившего Русь... Кажется, сплав остыл. У формы-чрева наблюдается оживление. Зрителей просят расширить круг, который несколько сузился за время ожидания, и отойти на несколько шагов назад — необходимая мера безопасности: из ковша в заливочную чашу уже потекла, брызгая огненным металлом, тяжелая, желто-золотая струя колокольной бронзы. Кто захлопал, кто перекрестился. Отец Павел издали осенил крестом заливку. Не враз опорожняют ковш над заливочной чашей. Заполняют ее сплавом до краев, потом открывают специальную пробку, и металл устремляется в форму. И так — несколько раз. Технология отливки колокола, несмотря на огромные массы и температуры, с которыми приходится иметь дело, — процесс, требующий тщательности и точности. Только тогда коло-кол будет прочным и звучным. Только тогда проживет век, который ему отпущен, — а то и дольше. Только тогда он будет радовать город своим глубоким низким ля диез — 53 воскресенья в году плюс 12 дней главных церковных праздников.
Виктория МОРОЗОВА,
Фото Сергея ТЯГИНА,
СМЕНА