Сторонние наблюдатели с интересом ждали, с чего же начнет реально командовать "товарищ комиссар" Валентина Матвиенко — с какой из главных российских бед будет бороться в первую очередь? Когда несколько дней назад она собрала вместе всех губернаторов Северо-Западного федерального округа, многие ждали, чтот новая метла поступит, как все предыдущие. То есть по правилу: любой "разбор полетов" включает в себя назначение виновных. наказание невиновных и поощрение непричастных. ан нет, Матвиенко просто поставила губернским воеводам задачи, ничем особо не примечательные, обычные, текущие. Те недоумевали: так на кого наступать по-первости — на дураков али на дороги?
Но, как выясняется, реальная борьба начата не с дураков, а с дорог. Как сообщила пресс-служба Минтранса России, вчера в Санкт-Петербурге прошло совместное совещание Полномочного Представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе В.И. Матвиенко и руководства Министерства транспорта РФ во главе с Министром транспорта С.О. Франком по вопросу: "О задачах и основных направлениях развития транспортного комплекса Северо-Западного федерального округа". По территории СЗФО проходят маршруты евроазиатских транспортных коридоров "Север — Юг" и "Транссиб", панъевропейских коридоров №1 и 9. Здесь начинается трасса Северного морского пути, который не только обеспечивает жизнедеятельность российской Арктики, но становится все более значимой экспортной магистралью. На Северо-Западе России сосредоточены крупнейшие порты, через которые ежегодно проходит более 80 млн. тонн грузов. Уже сейчас северо-западный бассейн обеспечивает свыше 40% морской внешней торговли России, а в перспективе это направление станет главным в решении задачи выхода России на новые мировые рынки. На территории округа действует 80 аэропортов, из них 7 — федерального значения и 7 — международных. 22 авиакомпании эксплуатируют более 200 воздушных судов. Дорожная сеть Северо-Запада включает 76 тысяч километров автодорог общего пользования, в том числе свыше 5 тысяч километров федеральных дорог. Автотранспортный коридор в направлении границы Финляндии является на сегодняшний день одним из наиболее напряженных направлений международных автомобильных перевозок. Федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России" предусматривает в период до 2010 года реализацию на Северо-Западе ряда важнейших проектов. 2002 год был стартовым годом программы. ФЦП "Модернизация транспортной системы России" лишь на двадцать процентов финансируется из федерального бюджета. Остальное должно быть обеспечено за счет средств субъектов федерации и внебюджетных источников. Поэтому реализация программы и ее оперативная корректировка осуществляется в постоянном взаимодействии с федеральными округами и субъектами Российской Федерации. Планы 2003 года также уточнялись совместно с руководителями регионов, в том числе — на специальных совещаниях, которые предшествовали годовой коллегии Министерства. В 2003 году для модернизации транспортной системы Северо-Западного федерального округа предполагается привлечь около 64 миллиардов рублей, это более чем на 11 миллиардов рублей больше по сравнению с прошлым годом. Получат развитие северные порты, которые имеют очень важное стратегическое значение в связи с активным освоением нефтяных месторождений на шельфе Баренцева моря. Основное внимание будет уделено комплексам Северо-Западного региона, обеспечивающим перевалку нефти и нефтепродуктов, угля, зерна, минеральных удобрений, металла, леса, а также транзитных грузов в контейнерах. Всего в 2003 году в Северо-Западном федеральном округе будут введены в строй портовые комплексы мощностью 20,8 млн.т грузов в год. А к 2010 году мощности портов Северо-Западного региона превысят 200 млн. тонн. В Финском заливе и в Северном бассейне продолжатся работы над созданием региональных и портовых систем безопасности мореплавания. На строительство и реконструкцию дорог в Северо-Западном округе в 2003 году федеральным бюджетом предусмотрено более 11 млрд. рублей. В рамках развития межрегионального автодорожного коридора Пермь — Кудымкар — Сыктывкар — Архангельск ведется строительство участков автодороги на территории Архангельской области, Республики Коми и Коми-Пермяцкого АО. Продолжится и модернизация аэропортов Северо-Западного округа. На эти цели будет выделено более 240 млн. рублей. В частности, будут модернизированы аэропорты в Санкт-Петербурге (Пулково), Калининграде, Мурманске, Архангельске и Воркуте, намечено строительство комплекса нового аэропорта в Сыктывкаре (Сыктывкар-2). Кроме того, здесь планируется создать четыре укрупненных районных центра Единой системы организации воздушного движения. Они будут расположены в Санкт-Петербурге, Мурманске, Калининграде и Сыктывкаре. 2003 год пройдет под знаком подготовки национальной Транспортной стратегии Российской Федерации. Согласно поручению Председателя Правительства М.М. Касьянова, этот документ должен быть подготовлен до конца текущего года. В этой связи чрезвычайно важно, что администрация округа выступила с инициативой по разработке стратегического транспортного плана для Северо-Запада России. Эта работа ведется при участии специалистов Министерства транспорта Российской Федерации и с учетом приоритетов общегосударственной транспортной политики. Куда из СЗФО денутся при этом дураки, Минтранс скромно умалчивает...