Мировой футбол перед лицом краха

ПЕРВОПРОХОДЦЫ КРИЗИСА

Итальянская серия А раньше других заглянула в пропасть

- Деньги правят миром, брат...И тот прав, у кого их больше...
- Да? Ну вот будет у тебя много денег. И что ты будешь делать?
- Куплю всех!
- И меня?..

Монолог героя Виктора Сухорукова из культового российского кинофильма "Брат-2" отлично иллюстрирует положение дел в европейском футболе последнего десятилетия. Да не только в футболе — в спорте вообще. Стремление "купить все" с легкостью необыкновенной распространилось среди менеджеров и спортивных дельцов. Рост среднего бюджета средней команды (будь то футбол или Формула-1) за последнее десятилетие ХХ века характеризуется не арифметической даже, а геометрической прогрессией. Что уж тут говорить о росте зарплат — Платини, Бонеку, Кемпесу и сниться не могли те суммы, которые ныне проставляются в контрактах не ведущих даже игроков, не звезд, а обычных футболистов клуба элитного дивизиона одной из ведущих в футбольном плане европейских держав.

Большие деньги не могли пройти мимо спорта. Развитие телевидения (особенно бурное как раз в 90-е годы) дало спорту не просто новое направление своего собственного развития — оно привело к тому, что телевидение просто сожрало спорт. Представить себе сегодня, что на каком-то состязании можно заработать деньги, не привлекая телевидение, невозможно. В итоге, хоть святая святых — футбол — и остается практически незыблемым (пока?), многие другие виды уже даже вынуждены менять правила игры в угоду телевидению и его аудитории. Так произошло в волейболе (изменение формата пятой партии), биатлоне и лыжных гонках (появление новой дисциплины — динамичной с точки зрения ТВ гонки с масс-старта), той же Формуле-1 (изменение формата квалификации). Футбол это тоже коснулось — взять хотя бы введение "правила Золотого гола", однако куда в большей степени влияние ТВ на любимую игру миллионов характеризуется другим. ТВ привело в футбол не просто большие, а огромные деньги, и далеко не все сумели выдержать испытание ими. Стала неуклонно возрастать разница между богатыми и бедными, теми, кто попадает на телеэкран, и теми, кто об этом только мечтает. Финансовая пирамида, не имевшая в большинстве случаев крепкого фундамента, сначала стала раскачиваться, а затем рухнула.

Итальянский клубный футбол в конце 90-х был в Европе передовым. Мало того, что тренеры, работавшие с клубами серии А, были элитой своего цеха, самыми достойными и талантливыми, так еще в итальянской лиге собирались чуть не все значимые звезды. И именно Италия первой начала эскалацию цен на футбольном рынке, предлагая за новые таланты все большие и большие суммы. "Ювентус" и "Милан" - два, пожалуй, наиболее крупных и известных за пределами Апеннин клуба в 90-е добились огромных успехов, а их владельцы — уже покойный Джанни Аньелли и Сильвио Берлускони имели реноме образцово-удачливых менеджеров. За командами стояли настоящие гиганты бизнеса — концерн ФИАТ и одна из первых (и самых крупных) в Европе телевизионных корпораций — группа Mediaset. Гранды кальчо (в эту группу следует включить также "Интер", "Лацио", "Рому") действительно жили по принципу "куплю всех". Дель Пьеро? Никаких проблем. Роналдо? Раз плюнуть. Шевченко? Всегда пожалуйста. Деньги в ход, разумеется, шли не только частные, но и зарабатываемые клубами с помощью телевизионных контрактов. Бюджет самих команд разросся до исполинских размеров — огромные зарплаты, выплаты по трансферам, необъятные премиальные фонды. Чтобы хоть как-то конкурировать с грандами, клубы менее крупные вынуждены были поддерживать своеобразную гонку вооружений. И если "Парма", по сути, принадлежащая всемирно известному концерну "Пармалат", могла себе позволить привлечение в футбол дополнительных спонсорских денег, то, например, "Фиорентина", такой поддержки не имевшая, создала внутри своего клуба обратную финансовую пирамиду, разорилась, была признана банкротом, а затем и вовсе прекратила свое существование. Колосс на глиняных ногах рухнул. Судьбу "фиалок" уже по ходу этого сезона едва не повторил римский "Лацио" - клубная касса была пуста, и чтобы выжить, "Лацио" был вынужден расстаться с некоторыми дорогостоящими игроками (при том, что дорогостоящими их сделал в том числе и сам клуб).

Маркетологи давным-давно предупреждали — накачивать футбол деньгами до бесконечности невозможно. Рано или поздно огромный мыльно-долларовый пузырь лопнет, и последствия могут оказаться непредсказуемыми. Так и вышло — и первой серьезно пострадавшей от крушения оказалась Италия. В основании "перевернутой" пирамиды находились деньги телевидения, а к своей вершине она расширялась (уже упомянутые расходы команд). Клубы совершали все новые и новые траты, покупали все более дорогих звезд, мало задумываясь о том, чем обеспечить и поддержать вложение столь умопомрачительных сумм. Ножки же колосса в самом деле оказались глиняными.

Почему в эпицентре кризиса оказалась именно Италия? Причин тому много — и действительно наиболее сильное развитие клубного футбола на Апеннинах на заре футбольно-телевизионной революции, и особенности итальянского законодательства, и обилие концернов, взявших за моду покупать себе футбольные команды. Концерны, разумеется, существуют и в других странах — взять хотя бы ПСВ "Эйндховен" ("Philips") или "Байер" (одноименный гигант фармацевтического бизнеса). Однако они в силу иной законодательной базы и/или дальновидности собственных руководителей с деньгами обращались аккуратнее (хотя "Байеру" также не удалось избежать очевидных проблем, причиной которых менеджер "Баварии" Ули Хенесс назвал "опережение собственного развития". "Невозможно ездить на "Роллс-ройсе", не имея денег, для того чтобы купить хлеба", — как всегда язвительно высказался Хенесс, комментируя сделку между "Баварией" и "Байером", по которой за суперзвезду немецкого футбола Михаэля Баллака мюнхенцы заплатили смешные 6 миллионов евро. ("Байер" сам создал немыслимый бюджет и оказался не готов его выдержать, вследствие чего и продал Баллака за мизерную сумму, чтобы не расстаться с ним и вовсе бесплатно.) В Испании "Реал" и "Барселона" имеют совершенно другую финансово-юридическую базу своего существования и (пока?) выглядят беспроблемными, несмотря на то, что королевский клуб, к примеру, имеет долги чуть ли не на 300 миллионов евро. Особенности испанских законов позволяют "Реалу" жить практически в кредит, и пока он способен за счет новых долгов возвращать старые, проблем, очевидно, не возникнет. В Англии и вовсе не существует "корпоративных" команд, хотя и там случился громкий скандал. Развал компании ITV Digital, владевшей правами на показ матчей английской премьер-лиги, больно ударил по середнякам и аутсайдерам, лишь подчеркнув превосходство трех грандов — "Манчестер Юнайтед", "Арсенала" и "Ливерпуля". "Манчестер Юнайтед", кстати, может служить образцом того, как нужно строить дела в футболе. Признанный таковым, богатейший клуб мира может позволить предложить своему игроку 5-летний контракт на 28,5 миллиона евро (Рууд ван Нистелрой), и при этом он ничем не рискует. Англичане обеспечили большим деньгам достойную схему их работы, а не скупали все подряд с замашками дорвавшегося до богатства босяка.

Еще один пример для подражания — мюнхенская "Бавария". Еще в 1996 году Ули Хенесс заявил, что его клуб не будет поддерживать эскалацию трансферных сумм и не собираетcя платить за игрока более 15 миллионов евро. "Бавария" сконцентрировалась не на покупке готовых суперзвезд, а на грамотной охоте на рынке трансферов, приводящей к приобретению хорошего товара за бесценок по причине кризиса у продавца (Баллак), или поиске более молодых и дешевых игроков, обещающих принести впоследствии прибыль (Санта-Крус, Харгривз).

Однако у англичан и немцев был перед глазами пример неудачного распоряжения средствами, они имели счастливую возможность учиться на ошибках других. Разумеется, и на Туманном Альбионе, и в Германии не обошлось без проблем собственных (крах уже упоминавшейся ITV Digital и Kirсh media), случаи банкротства случались и у них ("Уимблдон" и дрезденское "Динамо"). Однако общая картина футбольного рынка (а говорить о футболе лишь как об игре в XXI веке уже невозможно) выглядит куда более благополучной.

Игра, правда, остается игрой, и на рубеже веков выяснилось, что спортивные результаты характеризуют обстановку в кальчо не менее ярко, чем финансово-экономические показатели. Итальянские клубы стали регулярно терпеть поражения в Европе, и — что ранее казалось совершенно немыслимым — проигрывать на трансферном рынке. Самые красноречивые примеры — переходы Зидана и Роналдо в "Реал" (уже примерно год мир талдычит о том, что по маршруту Италия — Испания может проследовать и Андрей Шевченко). Обрушив на звезд золотой дождь, клубы серии А не смогли поддержать его. С кем-то из звезд пришлось расстаться, остальным стали платить меньше.

Некоторым не платят вовсе — в середине текущего сезона общественность была сражена информацией о том, что лишь 8 из 18 клубов серии А способны платить игрокам зарплату в срок и в полном объеме. Говорить о достижении каких-либо результатов в такой ситуации невозможно. "Лацио" некоторое время держался лидером вопреки продаже своих лидеров, в частности Алессандро Неста, однако мечтать о выигрыше чего-либо значительного при дефиците бюджета и попытках свести концы с концами и избежать процедуры банкротства, разумеется, не мог. Примечательный факт — в то время как в Германии и Англии клубы либо строили новые стадионы, либо активно реконструировали старые, итальянцы денег на это не находили, в итоге играют на аренах, уже давно не соответствующих современным стандартам (ни одна из футбольных арен на Апеннинах не идет ни в какое сравнение с "Олд Траффорд" или "Вестфаленштадионом"). Кстати, сегодня разрушилось и то хлипкое основание, которое было у столь печального для футбольных клубов процесса богатения. С 1999 года, после того, как компании Stream и Telepiu не смогли поделить права на трансляцию матчей итальянского чемпионата, клубам была дана возможность самостоятельно заключать контракты с телевидением. В итоге гранды свои права продали, а "маленькие" клубы едва не сорвали начало чемпионата, требуя по 10 миллионов евро за права на показ своих матчей. Сейчас ситуация нормализовалась, однако до благополучия еще очень далеко. Даже такие клубы, как "Милан" и "Интер", продолжают сотрясать финансовые "неувязки", что уж говорить о "Комо" или "Пьяченце".

В поисках выхода из создавшейся ситуации, когда большие деньги в футболе порождают столь же большие проблемы с их реализацией и управлением, маркетологи все чаще обращают внимание на США. Громкие скандалы с банкроством и переездом клубов НХЛ уже заставили американские лиги пойти на введение обязтельного для всех суммарного потолка ограничения зарплат (salary cap). При этом в США давно существует схема реализации телевизионных прав, позволяющая уравнивать доходы по этой статье как слабых, так и сильных. Принесет ли что-то полезное изучение заокеанского опыта, сказать трудно. Однако то, что итальянский футбол как первый и наиболее серьезно пострадавший нуждается в серьезной перестройке своей финансовой базы — очевидно.

Алексей АНДРОНОВ, комментатор НТВ+

Журнал "2х45"


Источник:
Sports.Ru

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить