Остап Бендер с его ста способами честного отъема денег у граждан ныне неактуален. Современные мошенники его давно переплюнули. Доказательство — письма, пришедшие в адрес "Экспертизы". Одним из первых откликнулась на открытие рубрики "Лохотрон — печальный опыт" жительница Владивостока Елена Гуренко. "Уж давно я жду выигрыша, заплатила за товары предварительно, но нет ни ответа ни привета. Фирма "Пост-шоп" обманула меня..." - пишет она. А в конверте — ксерокопии завлекательных бланков с обещаниями невероятных призов...
Сегодня вряд ли кто вспомнит имя того хитреца, который понял, что на невероятной тяге и вере россиян в халяву можно делать хорошие деньги даже по почте. Первые глянцевые каталоги с фантастическими товарами и позолоченные квитки со словами "только сегодня и только вы выиграли..." появились в наших почтовых ящиках примерно лет 10 назад. Тогда были "СпортАкадемТорг", "Клуб Почта Русь", Клуб "XXI век". Сегодня — "Еврошоп" и "Пост-шоп".
Как обманывают?
Вот как завлекли в лотерею Елену Федоровну: "Нет ни тени сомнения, и я могу подтвердить, что только Вы (и ни кто иной) на основании вашего личного номера 2637742 имеете право на полученния Главного Приза 500000 рублей! (орфография оригинала. — Прим. авт.)". Далее идет просьба как можно скорее выслать этот документ в адрес призовой комиссии, а еще — для получения дополнительного приза — заказать из прилагаемого каталога товаров на 600 рублей. Лучше предоплатой. Елена Федоровна и заказала — кухонные весы и крем-гель.
Есть и другие наживки. Вы победили в розыгрыше суперприза — 150000 рублей, если закажете товар на 500 рублей (кстати, бывает, что товары все же приходят к заказавшему. Китайского производства и крайне низкого качества).
Все дело — в ма-а-аленьких тонкостях. В случае с "личным номером" мало кто обратит внимание на текст под заголовком "гарантия выплаты": "Вы получите эти деньги, если срочно пришлете в фирму "Пост-шоп" купон на подписку с вклеенным дубликатом изображения штампа, который оставляет оттиск Вашего Личного номера". Немного непонятно, но какое это имеет значение! Тут же приведены номер — 2637742 и изображение штампа, на котором написан этот же номер. А дело в том, что ваш личный номер и оттиск с печати, на которой он набран, никогда не совпадут. Оттиск даст отраженную цифру 2477362. И вам это покажут, если вы обратитесь за выигрышем.
Что же касается суперприза в 150000 рублей, то к первому листочку прилагается второй. Там значится: "Пославшему заказ на товары из приложенного каталога гарантирована победа в "Суперпризе 150 000 рублей". Вы не ощутили разницы? А она есть. Кавычки! Теперь "Суперприз 150000 рублей" - название игры. Есть "Миллионер", есть "Слабое звено", а есть "Суперприз 150000". И выигрышем в такой игре может быть, например, рубль.
Частенько в разных изданиях можно обнаружить и рекламу "ясновидящих", обещающих подсказать вам набор цифр, который обеспечит выигрыш в лотерею, где нужно угадывать цифры следующего тиража. И действительно, заплатив определенную сумму, вы получите шесть цифр, которые обеспечат вам небольшой выигрыш, если вы будете заполнять этими цифрами лотерейный билет в течение последующих 50 тиражей. Любой математик скажет: если вы возьмете любое случайное сочетание цифр (конечно, не 123456) и будете заполнять только ими лотерейные билеты в течение 50 тиражей, то вы обязательно чего-нибудь выиграете. Поэтому вам смело присылают случайный набор цифр.
Вот одна из типичных жалоб в правоохранительные органы от жертв почтового счастья: "В журнале "Здоровье" была помещена реклама каталога международных бестселлеров, и я заказала книгу "Путь к здоровью — пища". Каково же было мое удивление, когда я получила поздравление от фирмы ООО "П.С.Д". В нем сообщалось, что я стала победителем рекламной игры и выиграла автомобиль "VOLVO-40". В связи с этим меня просили ускорить перевод денег — 103 руб. за книгу. Выслав деньги, я не получила приза, а получила через полгода брошюру, которая меня разочаровала. Она не имела медицинских рекомендаций, да и цена ей не более 15 рублей. Фирма "Пост-Шоп" поступила еще круче. В мой адрес она послала из Москвы ценную бандероль на сумму 50 рублей. Фирма меня поздравляла и сообщила, что я выиграла путешествие в Париж всей семьей. И я клюнула — ведь бандероль прислали! На это путешествие меня просили выслать деньги за бронь. И я отправила 796 рублей (всю свою зарплату). Только через семь месяцев эта фирма выслала мне документы для заполнения, и то после моих настойчивых писем. В дальнейшем мне сообщили, что победитель должен оплатить авиабилеты — 587 долларов, визовой сбор — 52 доллара, страховку — 20, трансфер — 40 — итого получается 700 с одного человека, а с семьи из 4 человек — 2800 долларов".
Откуда они про меня знают?
Этим вопросом задаются самые наивные жертвы, разглядывая блестящий лист бумаги со своим именем. Путей несколько. Основной, как считают эксперты, — ворованные базы данных всевозможных правоохранительных органов, например, ГИБДД или паспортной службы (в том, что все мы давно посчитаны и занесены в анналы, можно не сомневаться). Диски с такими базами продаются на любых книжно-компьютерных развалах. Существуют также списки еще советских контор "товары — почтой". Если вы хоть раз заказали грампластинку или книгу, пусть и сто лет назад, знайте — вас навсегда имеют в виду!
Третий вариант, как ни странно, добровольная помощь ваших друзей и родственников. Многие фирмы просят в своих рассылках "указать адреса ваших лучших друзей, которых вы желали бы осчастливить получением нашего каталога".
Чем выгодно?
Продажи по почте — лучший способ сбыта некачественного товара. Даже с учетом всех накладных расходов торговля китайским ширпотребом и завалящими книжонками приносит до 150 процентов прибыли. В итоге, по оценкам экспертов, в карманах устроителей почтовой торговли остается не менее 2,2 миллиарда рублей в год.
Что можно сделать?
К сожалению, почти ничего. Уж больно грамотно составлены документы. Привлечь организаторов игры к уголовной ответственности тоже невозможно, считают опытные адвокаты. Хотя в действиях фирм, на первый взгляд, и есть признаки мошенничества, но для обвинения надо доказать наличие умысла. То есть организаторы лотереи должны заранее знать, что призы никому не достанутся. Это чрезвычайно трудно.
Но если вас совсем допекло, сделайте вот что. Фирмы-мошенницы зарегистрированы и имеют юридические адреса в Москве. Их проверку должно осуществлять управление по экономическим преступлениям ГУВД Москвы. Напишите заявление на имя начальника этого подразделения. Опишите, как вы были обмануты, какие предпринимали меры, чтобы вернуть свои деньги. В конце письма заявите, что вам нанесен моральный и имущественный ущерб (можно указать конкретную сумму) и что вы просите провести проверку, возбудить уголовное дело и привлечь к уголовной ответственности руководителей рекламных фирм за мошенничество. К заявлению необходимо приложить ксерокопии всех имеющихся у вас на руках документов от этих фирм. Заказное письмо отправьте по адресу: 103006, Москва, ул. Петровка, 38, начальнику УЭП ГУВД г. Москвы.
Впрочем, даже приличных размеров (по нашим понятиям) штрафы эти фирмы не пугают. В 1998 году комиссией министерства по антимонопольной политике рассмотрено дело по признакам нарушения законодательства о рекламе в отношении компании "Еврошоп". Комиссия решила, что "Еврошоп" нарушил законодательство, так как рекламировал незарегистрированную лотерею и злоупотреблял доверием граждан. МАП наложило на "Еврошоп" штраф в 83 тысячи рублей. Но и во время, и после всей этой тяжбы "Еврошоп" ни на минуту не прекращал своей работы. Уж больно деньги большие!
Так что единственный разумный выход и возможность не попасться на удочку — выбрасывать "письма счастья" от почтовых мошенников в урну! Без жалости.
Любовь Берчанская, "Владивосток"