"Своя колонка". Жан-Мари ПФАФФ. Хочу быть тренером в России

Вот вы, газетчики, хотите узнать мое мнение: почему в России, которая всегда была богата на вратарские таланты, возник кризис в этой области? Но я бы на вашем месте не ставил вопрос столь узко. Проблема, о которой вы говорите, является проблемой вовсе не российской, а — берите выше — европейской или даже мировой. То, что всех нас ждут трудные времена, я начинаю остро ощущать, когда нахожусь на тренировках современных вратарей. Сравнивая их с теми, которые были раньше, огорчаюсь все больше и больше. Мы трудились до седьмого пота, а наши последователи, мягко говоря, не особо себя утруждают. Заметил, что даже в Германии, которая считается поставщиком самых квалифицированных стражей ворот, не все обстоит благополучно.

А причина еще и в том, что сегодня просто нет личностей того уровня, которые были прежде. Бывает, смотришь и диву даешься: человек считается, казалось бы, большим мастером, а толком не может принять мяч, посланный с 17 метров, да и на простейший прострел реагирует с опозданием. А все потому, что старый базис мы разрушили, а нового не построили. Мы забыли об элементарных вещах: о том, что готовить вратарей надо с юного возраста, и не просто готовить, а душу вкладывать в подрастающее поколение, чтобы из него выросли не роботы, а творческие люди.

Я, между прочим, убежден, что вратарь — это не ремесло, а искусство, что он должен быть настоящим художником своего дела и иметь классные идеи. Без этого невозможно добиться высот, а возможно только прозябать на среднем уровне. Меня удручает, что тренеры вратарей обычно только следят за тем, как на тренировках летают мячи, а есть и такие, которые и вовсе проводят большую часть рабочего времени в президиумах. Эти господа забывают, что именно они должны объяснять своим воспитанникам премудрости нашего мастерства, учить их принимать мячи руками, а не ногами, как это модно стало в последнее время. Не устраивает меня и то, что теперь почти вся команда состоит из иностранцев, а отечественным талантам места не остается, чтобы проявить себя. Думаю, и в этом также следует искать причину всеобщего снижения вратарских результатов.

Что делало советских вратарей, которых я встречал на своем пути, сильными? Приведу один пример. На прощальном матче Олега Блохина в 1989 году, когда я выступал за сборную мира, видел в деле Станислава Черчесова. Его глаза горели, он был нацелен только на победу, желал ее всеми фибрами своей души. И это относится не только к Черчесову — ко многим представителям старой советской школы. Немаловажную роль, кстати, играла и фактура — комплекция у нашего брата должна быть солидной. А нынешние ваши ведущие вратари, как мне показалось, слишком уж хрупкие.

В Германии говорят, что в каждом вратаре скрывается Оливер Кан. Подразумевается, что в каждом из нас сидит особая агрессивность, несвойственная представителям других амплуа. Но я с такого рода утверждениями не могу согласиться. По крайней мере во мне, когда играл за "Баварию", никакой Кан, уверен, не сидел. Я в отличие от него всегда был исключительно корректным по отношению к соперникам и партнерам. Да и как можно иначе, ведь после завершения карьеры им надо смотреть прямо в глаза, а не прятаться от стыда. Я не любил театра на поле, но, когда бросался за мячом, не строил искаженную гримасу, как сейчас заведено. Из-за того, что я летал из стороны в сторону с улыбкой на лице, меня порой называли артистом.

Я и правда не любил показухи на поле, но после завершения карьеры все же довелось испытать себя в роли артиста. Бельгийское телевидение делает сериал про меня и мою семью из 10 человек, который порой называют "Далласом по-фламандски". Съемки проходят прямо в нашем фамильном доме, что само по себе явление, согласитесь, редкое.

Вы спрашиваете, не хочу ли я продать этот самый сериал в Россию? Отвечу вам отрицательно, так как моя зрительская аудитория в Бельгии и без того бьет все рекорды: раз в неделю фильм смотрят около полутора миллионов человек. У меня в отношении России есть другая сокровенная мечта. Хочу быть в вашей стране тренером. Хочу снова иметь возможность, как в прошлом, приветствовать ваших зрителей. А вам, считаю, нужны хорошие зарубежные специалисты. Успех к команде приходит только тогда, когда есть солидные связи на Западе. Эти связи, конечно, есть и у ваших футболистов, игравших за рубежом, но они пока еще молоды и не созрели для серьезной работы.

Так что, несмотря на ряд предложений от германских клубов, правда, не высшего дивизиона, я бы с удовольствием поработал в России. Там, думаю, смог бы принести пользу.

Источник:
"Спорт-Экспресс"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Темы школа
Обсудить