"Феррари" - национальное достояние Италии. Такое же, пожалуй, как Колизей или Пизанская башня. С той лишь разницей, что увидеть Колизей и Пизанскую башню может каждый желающий, а вот заглянуть во внутренний мир знаменитой Скудерии дано лишь избранным. Тем больший интерес вызывает все, что связано с "Феррари" и ее лидером Михаэлем Шумахером. В воскресенье утром Италию, которая ждала старта "Гран-при" на трассе в Имоле, потрясло известие о том, что в этот день братья Шумахеры потеряли свою мать, 55-летнюю Элизабет, которая скончалась в Германии.
К Шумахеру-старшему на Апеннинах двойственное отношение. Одни его боготворят, другие ненавидят. Первые любят Михаэля за то, что он исправно приносит "Феррари", а следовательно, всей Италии победы и славу. Другие терпеть не могут немца за то, что он за долгие годы так и не научился говорить по-итальянски и демонстративно не проявляет никакого интереса, кроме рабочего, к Прекрасной стране, как итальянцы называют свою родину.
Когда стало известно о кончине Элизабет Шумахер, встал вопрос, ответ на который должен был неизбежно расширить и без того немалую пропасть между почитателями Михаэля и его недоброжелателями: должен или не должен спортсмен в такой ситуации выходить на трассу. Шумахер дал свой вариант ответа, который восхитил одних и возмутил других. Рискну предположить, что после этого за одно пасхальное воскресенье популярность Михаэля на Апеннинах выросла многократно. "Вот это характер! Мало того, что вышел в такой день на трассу, так еще и выиграл гонку! Великий гонщик, легенда!" - говорили одни. "У него нет сердца, он думает только о деньгах. А вся "Формула-1" - сплошное коммерческое предприятие, в котором не осталось ничего человеческого", — заявляли другие. Кто прав?
С этим вопросом я обратился к трем разным людям. Лука, хозяин бара напротив редакционной квартиры, болеет за "Феррари", но прохладно относится к Шумахеру. Он наблюдал за гонкой дома в компании отца. Коммерсант Мануэль ничего не знает о "Формуле-1" и впервые живьем увидел "Гран-при". Футбольный журналист Россано живет в Модене, от которой рукой подать до знаменитого Маранелло, где расположена штаб-квартира "Феррари". Он не может не быть в курсе дел Скудерии, хотя и равнодушен к "Формуле".
Лука: "Я уважаю Шумахера как профессионала, но он не должен был выходить на трассу. Смерть столь близкого человека куда важнее любой гонки. Боюсь, что Шуми нажил себе в Италии много новых врагов. Итальянцы — очень чувствительная нация, для нас родственные узы имеют огромное значение. Шумахер показал, что готов поступиться ради победы, а значит, ради денег, всем чем угодно. Мог хотя бы от церемонии награждения отказаться... Хорошо еще, что вы моего брата не спросили, он бы вам выдал все, что думает о Шумахере. А вот наш отец оправдывает поведение Шуми. Он уверен, что тот все сделал правильно: и в гонке принял участие, и на награждение пришел".
Мануэль: "Шумахер показал, что ему нет равных. Он выше всех остальных, он выше эмоций. А почему, собственно, он не должен был стартовать? "Формула-1" - огромный бизнес, и за участие в гонках Шуми платят баснословные деньги. Я своими глазами видел, как люди болеют за "Феррари" и за Шумахера. Михаэль не имел права подвести Скудерию и болельщиков, пропустив итальянский этап. Он блестяще справился со своей задачей. На церемонии награждения Шуми плакал. Болельщики устроили ему такую овацию, что я сам чуть не прослезился. Можно долго рассуждать, правильно поступил Шуми или нет, но, по-моему, нельзя спорить с очевидным: Шумахер — великий спортсмен современности".
Россано: "Итальянец вряд ли вышел бы на старт в подобной ситуации. Но Шумахер — немец, возможно, у него ниже так называемый болевой порог. Возможно, Михаэль просто настолько крепок характером, что способен безболезненно справляться с любыми обстоятельствами. Он профессионал до мозга костей, видит перед собой только одну цель — победу в гонке. Мне нравятся мотогонки, я часто смотрю соревнования. Так вот, я заметил, что там гонщики очень бурно выражают свои эмоции. В "Формуле" же пилоты более скрытны, что ли. "Формула" - особый мир, у нее свои правила. И Шумахер играет по этим правилам. Трудно его за это осуждать".
Профессионал с большой буквы или робот с механическим сердцем? Первое — без всяких сомнений. А что касается второго, то это пусть каждый решает для себя сам.
Георгий КУДИНОВ
из Милана
"Спорт-Экспресс"