"ЛОКОМОТИВ": ни очков, ни игры

Двенадцатое место для действующего чемпиона России — самый настоящий подвал турнирной таблицы. Особенно если учесть, что сейчас оно полностью соответствует игре "Локомотива". А если точнее — ее отсутствию.

Внешние проявления кризиса, который переживают красно-зеленые, те же, что и в любом другом сильном клубе, оказавшемся в аналогичной ситуации. Раскованность и легкость игроков в поведении вне пределов футбольного поля уступили место настороженности и относительной зажатости. Общение с журналистами и собирателями автографов теперь не то чтобы раздражает железнодорожников, но превращается из приятной обязанности в просто обязанность. Потому что первые норовят как следует покопаться в причинах происходящего, о которых сейчас, похоже, мало кто знает, а в глазах вторых вместо былого восхищения все чаще читается жалость: не переживайте, дескать, все, наверное, когда-нибудь наладится...

Такая хмурость команды совершенно естественна: если шутки вернутся, а результаты нет, значит, наступило привыкание к неудачам, лечить которое Юрию Семину будет гораздо сложнее, чем запропастившуюся куда-то сыгранность.

Вместе с тем в жизненном распорядке "Локо" почти ничего не изменилось. Следуя годами наработанной методике, железнодорожники тренируются и принимают пишу в одно и то же время, селятся в гостиницах и рассаживаются за ресторанными столиками в соответствии со сложившимися традициями (Парке, Лекхето, Мнгуни, Жулио Сезар и Обрадович, например, всегда стараются сесть поближе друг к другу), не забывают преданных болельщиков (во Владикавказ с командой летал давний друг команды актер Валерий Баринов). Селекция и межсезонье вроде бы тоже прошли без катастрофических шараханий из стороны в сторону. Почему же чемпион оказался в полосе неудач?

Вряд ли кто-нибудь сейчас знает точный ответ на этот вопрос. Включая Юрия Семина, который на пресс-конференции после матча с "Аланией" лишь предположил существование каких-то внутренних причин. Самый глубокий их анализ, естественно, будет проведен главным тренером. Тем же, кто желает со стороны разобраться с локомотивскими бедами, ничего не остается, как заострять внимание на несуразностях и загадках, которые в первую очередь приходят на ум.

Вторую игру подряд неудачно играет Захарчук. Хотя быть такого в принципе не должно: это опытный, сформировавшийся голкипер, постоянно находящийся в высоком тренировочном тонусе. Он физически не мог растерять мастерство, находясь в самом расцвете сил. А психологически?

И вот тут на сцене появляется харизматическая фигура Сергея Овчинникова — первого стража ворот и лидера команды. Не думаю, что столь мощная личность подавила Захарчука своим постоянным присутствием. Потому что либо у вас крепкие нервы, либо вы никудышный вратарь, а Захарчук — вратарь хороший. Но в последнее время у Овчинникова появилось столько авторитета, что впору вспоминать поговорку про Юпитера и быка.

Не знаю, почему первый страж ворот команды отказывается выступать за дубль в период своей дисквалификации. Вполне возможно, доктора решили использовать эту паузу, чтобы подлечить его застарелые травмы, хотя сам Овчинников в телеинтервью обещал сыграть во Владикавказе. Но вот еще одна его фраза: "Футбол — игра живая. Буду стараться, конечно, себя контролировать, но гарантировать, что сдержу эмоции в следующий раз, не могу".

Когда игрок не может гарантировать, что он вновь не подведет команду, за него это должен сделать тренер. Ибо любой футболист, даже такой хороший, как Овчинников, — в первую очередь часть команды. Он обязан подчинить себя коллективу, а не ставить свою харизму у него на пути.

Впрочем, не сомневаюсь, что отсутствие штрафа за дисквалификацию и всемерное заступничество руководства команды за своего вратаря — всего лишь видимая часть айсберга. А ниже ватерлинии был наверняка и серьезнейший разговор тренера с вратарем, и глубокое осознание последним того факта, что тренер Боровичка в итоге отделался всего лишь легким испугом, в то время как родной клуб расплачивается за никому не нужные эмоции куда большей кровью.

Еще одна проблема, не менее серьезная, чем вратарская, — проблема обороны. Те, кто еще вчера выглядел оплотом надежности, сегодня пропустили больше всех в России — 9 голов в 5 матчах! Если Семин знает, что происходит с Сенниковым, Нижегородовым, Игнашевичем и их коллегами — он должен исправить ситуацию в самое ближайшее время. Если нет — на выручку должна прийти трансформация командных игровых схем. Ведь еще год-два назад "Локо" в этом вопросе занимал передовые позиции в России. Но вот хватит ли для латания брешей в защите нужных исполнителей и запаса их универсализма?

И все же самая большая загадка — вывих созидательного "плеча" железнодорожников. Самая большая потому, что распознавать и лечить эту хворь невероятно трудно. Какие тактические схемы ни используй, но если Лоськов не пасует, как раньше, если Измайлов с Обиорой хронически больны (большое количество травмированных — еще один загадочный бич красно-зеленых), если Маминов совершает чудовищное количество потерь, а на замене — люди другого класса и уровня мастерства, тренеру ничего не остается, кроме как разбираться в самом себе и душах своих подопечных.

После поражения от "Алании" Семин сказал: "Нам нужно начинать с нуля". Он не расшифровал эту фразу, но насущные задачи "Локомотива" достаточно понятны. Во-первых, во главу угла необходимо поставить организацию обороны, как делали это в менее звездных командах Виталий Шевченко или Реваз Дзодзуашвили. Ведь даже 0:0 лучше, чем 2:3, а от хорошо налаженной, бетонной защиты и нападению всегда плясать легче.

А во-вторых, тренеру остро требуется зажечь глаза своих подопечных. Какие-то стимулы, ранее толкавшие "Локо" на подвиги, явно лишились сейчас своей притягательности, а то и вовсе утеряны. Что это за стимулы, и чем их можно заменить — знает только сам Семин.

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

Владикавказ — Москва

"Спорт-Экспресс"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить