В субботу сборной России играть против швейцарцев. В их доме, уютной, обустроенной стране, которая в последнее время только и делает, что обыгрывает нас в футбол. То "Грассхоппером" обыграет "Зенит" в одном еврокубке, то "Базелем" прибьет "Спартак". Позапрошлой осенью их швейцарская молодежка оказалась резвее нашей в чемпионате Европы, и тоже все решилось в очной встрече. Ну и, наконец, Швейцария недавно еще раз обыграла Россию — она, а не мы, проведет европейский футбольный чемпионат 2008 года. Этот спорт, борьба за право устроить что-либо, давно уже для нас национальный, и поражения в нем не приедаются. Всегда хочется взглянуть на карту и сказать как можно громче: где мы — и где эта Швейцария... Плюнуть и отвернуться от греха.
Когда мы станем играть в субботу против Швейцарии в футбол, все это если и вспомнится, к делу отношение будет иметь косвенное. А прямое — то, что проигрывать швейцарцам нам никак нельзя. На два очка Россия от них уже отстает; проиграет — будет пять. И пути назад нет.
Оптимист подсчитает очки еще раз и скажет: во-первых, давайте будем верить в команду (и в этом мы его поддержим). А во-вторых, даже если проиграем — останется ведь еще другая игра, дома. И отставание будет не таким фатальным. В общем, поборемся еще. "Авось" - слово русское, мы везучие в эту игру.
Но ощущение того, что пути назад нет, все же не покидает. Мы привыкли к тому, что обыграть нас может любой, и нет повода всякий раз трясти ржавыми доспехами, напоминать о национальной гордости великороссов: так уж сложилось, что сейчас наш футбол вот таков. Но прежде можно было надеяться, что на случай неудачи у нас есть универсальное средство: позвать Романцева. Мы к этому привыкли, это происходило именно в самые трудные моменты и всегда выручало. Сборная наша не перерождалась, но переставала зато и подавать основания для стыда.
Специфика нынешнего положения сборной России как раз в том, что Романцева теперь не позвать. Отчего-то он перестал быть самим собой, перестал быть лучшим тренером страны, его команда уже не узнается в любой одежде при любом освещении по манере и страсти игры; нет уже того Тренера Романцева, а есть гражданин Романцев О. И., паспорт серия... номер..., проживающий по адресу...
Пожелаем сборной России успеха сейчас и всегда, с нынешним тренером и с будущими — пусть у нас долго не появится повода их менять. Но и с верой в лучшее нельзя не отдать себе отчета: вместе с Романцевым закончилась большая эпоха, которая не была для нас великой, но в которой всегда находилось приятное.
В прошлом году, когда вместе с ним сборная России провалила чемпионат мира, когда он уже переставал (на время?) быть самим собой, о нем было сказано много всякого. Хочется вспомнить это сейчас.
Например, что играли его команды в старомодный футбол.
Что ж, теперь мы играем в модный.
Или о том, чтоон не общается с журналистами.
А теперь что же? Была у нас на футбольном канале передача "Главная команда", мой коллега, ставший пресс-атташе новой сборной, Леша Андронов вел ее. Приходили в студию игроки и тренеры новой, открытой команды... И вот команда проиграла. Раз, другой. И нету уже передачи.
Неуловимо изменилось время: раньше у нас всегда про запас был Романцев — грубиян, молчун, мстительный, бука... Но он был большой тренер, и он всегда мог прийти и изменить что-то к лучшему. Теперь нам не на что надеяться.
А ведь не бывает футбола продвинутого и отсталого. Бывает плохой и хороший. Романцев не смог сохранить ни себя, ни своего футбола: состарились выращенные им в лучшие годы игроки, сам он впал в потусторонность, о причинах которой не хочется догадываться. На штрафы, которые он уплатил за право отмалчиваться от пресс-конференций, можно приобрести небольшой автопарк.
Кабы все это было его личной драмой... Но вместе с Романцевым, которого мы когда-то знали, в прошлое ушли полуфиналы всех известных еврокубков. С тех самых пор Западу не нужны наши игроки. Они, конечно, и когда нужны — звездами большими не были, но смотрите-ка — Аленичев в тридцать лет выигрывает Кубок УЕФА, Карпин в тридцать четыре в шаге от испанского чемпионства. Все это следы того старомодного футбола, которого больше нет, и обидно, что ничего не появилось взамен. Победа в Париже над Францией, поездки на чемпионаты Европы и мира и феерическая, славная, незабываемая, хоть и неудача, в девяносто девятом году, когда Филимонов уронил в свои ворота тот злосчастный мяч. И лучшего матча, чем тот, с украинцами, наша сборная не выдавала последние лет десять.
Те игроки,с кем Романцев работал, часто поминают его недобрым словом. Человек он непростой, возможно, даже нехороший. Но не случалось видеть такого, кто, поиграв у Романцева, поставил бы рядом с ним хоть одного другого тренера. "Никто не умеет так подготовить команду и так настроить ее на игру, как Олег Иваныч", — спокойно, как он всегда говорит, рассуждает на эту тему изгнанный им когда-то из "Спартака" Андрей Тихонов.
И в третий раз пожелаем успеха сборной нынешней. Амбициозному человеку, руководящему ее тренировками, выводящему ее на игры, — тоже. Именно потому, что пути назад теперь нет. Что будет, если она проиграет — ума не приложить. Вот говорят, что можно позвать тогда будет иностранного тренера, что и давно уже пора это было сделать, но... Иностранного тренера звать — это же всему Российскому футбольному союзу работать придется. А этого — нет, не надо. Не умеют они, и слава Богу, — работали бы, было б гораздо хуже.
Победи, сборная! Страшно подумать, что может случиться, если ты проиграешь.
Василий Уткин,
"ГаЗеТа"
Источник:
GZT.Ru