"Моего отца в 1938 году приговорили к расстрелу за участие в антисоветской организации. Маму, меня и еще двух сестер отправили на спецпоселение. Отца реабилитировали лишь спустя 10 лет, а чуть позже нас признали репрессированными. Мы получаем положенные льготы. Однако со слов мамы и старшей сестры знаю, что в то время наша семья лишилась дома, скотины, прочего имущества. Слышал, что сегодня можно эту утрату компенсировать материально".
Такое письмо пришло к нам в редакцию от Н. Гладышева.
Еще десять лет назад людям, попавшим в мясорубку политических переделов, государство компенсировало моральные и физические утраты разнообразными льготами. Но, согласитесь, каким бы не был размер этих выплат, разве можно деньгами смягчить боль памяти. Картины из дедовой коллекции, бабкино обручальное кольцо, дом, который ставили всем семейством, корова — кормилица, библиотека, семейные альбомы, мамина шаль — в этом вся история рода. И особенно важно ее восстановить для тех, кто лишился всего этого в одночасье не по своей вине. Хоть и живут вещи дольше людей — поди, разыщи их теперь. Уцелеть могли разве что дома.
И людям дали шанс. В 1994 году появилось постановление правительства РФ, по которому граждане, признанные репрессированными, могут получить назад утраченное имущество или компенсацию за него. За это время только 172 человека попытались вернуть семейную собственность. И это только ничтожная часть наших земляков, признанных жертвами политических репрессий, всего их сегодня 9548 человек. Складывается такое впечатление, что, имея возможность хотя бы в денежном эквиваленте вернуть когда-то нажитое, люди почему-то не спешат ее использовать.
Оказалось, происходит это потому, что провернуть операцию с компенсацией под силу только самым терпеливым. Дело это кропотливое, требует не одного месяца тщательной бумажной работы. И, тем не менее, как утверждает главный специалист краевого министерства социальной защиты населения Лариса Анатольевна Коваленко, получить сегодня хоть часть имущества семьи вполне возможно.
Только вот надеяться на то, что государство возместит реальную стоимость, например, избы или золотых украшений, не стоит. Все четко оговорено в законе. Итак, все имущество будет компенсировано в размере не более 4 тысяч рублей. Дом оценивается не дороже 10 тысяч. Причем если репрессированный претендует и на то, и на другое сразу, все равно может рассчитывать на сумму, не превышающую 10 тысяч рублей.
- К сожалению, рассчитывать на получение и этой компенсации может не каждый репрессированный, — поясняет Лариса Анатольевна. — Постановлением правительства строго ограничены сроки, в течение которых это можно сделать. Многие из-за неосведомленности эти сроки уже упустили.
Тем, кто был официально признан репрессированным до 1994 года, надлежало обратиться с вопросом о возмещении материального ущерба в течение трех лет, то есть до 1997 года. Не успевшие сегодня могут попытать счастья и подать-таки заявление. Комиссия по восстановлению прав жертв политических репрессий (они работают при администрациях краев, областей и местных администрациях) примет ваше дело к рассмотрению в исключительном случае, разумеется, если убедится, что для продления сроков есть веские основания.
Для тех же, кто признан репрессированным недавно, предстоит собрать целый пакет документов.
Первой в этом списке будет справка о реабилитации. Лучше сделать с нее копию и заверить у нотариуса, оригинал советуют хранить при себе.
Самое сложное — получить документы, подтверждающие факт утраты имущества в связи с политическими репрессиями. Необходимо послать запрос в тот населенный пункт и в организацию, которая репрессии осуществляла. Можно обратиться в краевой или областной государственный архив. А если наказание было связано с лишением свободы, в информационный центр УВД, прокуратуру или Федеральную службу безопасности РФ (края или области).
При отсутствии документальных сведений факт конфискации или изъятия имущества может быть установлен в судебном порядке.
С исковым заявлением можно обратиться по месту жительства или по месту применения репрессий.
К исковому документу также прилагается справка о реабилитации, свидетельства о смерти родителей, свидетельства о рождении детей, свидетельство о браке для подтверждения добрачной фамилии. Документы, подтверждающие отсутствие архивных данных о конфискации. При обращении в суд важно помнить о присутствии минимум двух свидетелей, которые способны подтвердить факт существования имущества. Этими людьми могут стать родственники.
В том случае, если сам владелец имущества умер, заняться восстановлением справедливости могут его наследники первой очереди: супруги, дети или его родители. Причем решать вопрос о компенсации комиссия станет только в отношении одного человека, поэтому родным нужно заранее определиться, от чьего имени они будут действовать. А самим оформить на него доверенности на право ведения дел у нотариуса.
Кроме уже перечисленных документов родственникам понадобится свидетельство о смерти реабилитированного владельца имущества или решение суда об объявлении его умершим, свидетельство о браке (для супругов), свидетельство о рождении (для детей), свидетельство о смерти других наследников.
Комиссия примет к рассмотрению только полный пакет документов и может принимать решение в течение полугода.
В том случае, если пострадавшие от репрессий знают и имеют подтверждающие документы, что их бывшие дома сохранились в целости и сохранности, вернуть их комиссия поможет только в исключительном случае. Тогда, когда претендент докажет, что в данный момент жить ему негде, или в обмен на родовое гнездо отдаст государству безвозмездно свою нынешнею жилплощадь.
Единственное, пожалуй, приятное во всей этой чехарде с документами и сбором доказательств, что и нотариальные, и судебные расходы государство берет на себя.
Оксана Аносова, Тихоокеанская звезда