Камикадзе на колесах

Известно: самая автомобильная страна — Соединенные Штаты Америки. А самыми популярными автомобильными гонками в США является национальный многоэтапный чемпионат НАСКАР.

Большинству российских любителей спорта это шоу на колесах почти не известно. Американцы же от него без ума. Зрителей привлекает прежде всего то, что внешне автомобили, участвующие в гонке,- точная копия серийных машин известных заокеанских марок. В то же время под "цивильной" внешностью скрывается могучий гоночный зверюга. Двигатели достигают мощности 700 лошадиных сил, что позволяет пилотам развивать скорость свыше 300 километров в час. Представьте себе не гоночный болид "Формулы-1", а банальный "Форд", очумело летящий по трассе, и вы поймете почему так отчаянно бьются сердца местных болельщиков. Пилоты ежесекундно рискуют жизнью. Если машина вылетит с трассы, это означает почти неизбежную смерть.

Специалисты отмечают, что гонки НАСКАР более трагичны, чем "Формула-1". Здесь чаще случаются катастрофы. Причина — массовость гонок, их доступность рядовым пилотам, в то время как в "формулическом" чемпионате выступают только суперасы. Увеличивает риск излюбленная манера американских лихачей вести машины в стиле "драфтинга" буквально в сантиметре от идущего впереди соперника. Одно неверное движение — чревато бедой. В 1993 году на треке столкнулись сразу 20 машин. Над местом завала вспыхнул огромный костер. Водилы, слава богу, успели выскочить из машин и разбежаться. А вот в 1996 году в такой же ситуации заживо сгорел 40-летний Гэри Батсон. И уже в сезоне 2000 года, на самом старте, на треке в Дайтон-Бич, разбился 51-летний Джо Буэр. Трасса в Дайтоне, кстати, слывет самой невезучей — здесь погибли уже 24 пилота.

Американские 500-мильные (200 кругов по 4 километра) гонки в Индианаполисе также известны своими тяжелыми авариями. Еще в 1920 году, в первой же гонке погиб Гастон Шевроле, чье имя увековечено в марке автомобилей.

Лишь в последние годы автомобили формулы "Инди" получили практически те же средства пассивной безопасности, что и болиды "Формулы-1", а правила стали более цивилизованными. Раньше же любая гонка на этом треке сопровождалась гибелью пилотов, что, собственно, и привлекало зрителей. Жажда увидеть это страшное кровавое "украшение" гонок, к сожалению, слишком часто бывало удовлетворено. Пилотов соблазняли высокими призовыми. Однако европейские гонщики экстра-класса в Индианаполисе почти никогда не выступали, считая гонку там очень опасной.

Вот как выглядели типичные для тех лет заезды "Инди-500".

1979 год. Один из этапов чемпионата мира. Стартуют 33 машины. На первом же круге — массовая авария. Гибнет Питер О`Коннор, еще десять пилотов ранены. Гонку прервали на полчаса. Растащили покареженные тачки. Смыли кровь. И помчались дальше. До финиша добрались лишь 14 авто.

1984 год. Этап мирового первенства. Призовой фонд — 300 000 тысяч долларов. На старте 32 машины. И вновь на первом круге авария. Машина Эдди Сакса несколько раз перевернулась, Эдди погиб. Та же участь постигла Лени Сутона. Машина Рэя Кроуфорда сгорела полностью. До финиша дотянули лишь 16 участников.

Так было...А теперь. Теперь пилоты "Формулы-1", например Найджел Мэнселл, нередко пересаживаются за руль "Инди" и выигрывают чемпионат мира.

Игорь СТЕПАНОВ

Источник:
"Независимое обозрение"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить