Укрупнение регионов — очень опасная «политическая карта»

Укрупнение регионов — очень опасная «политическая карта», но и нынешняя ситуация с региональным делением страны мало кого устраивает. Во всяком случае, такой итог получило наше агентство в результате опроса представителей тридцати четырех регионов страны.
Представителями являлись губернаторы и вице-губернаторы, руководители законодательных органов и информационных структур.
Опрос был проведен в рамках подготовки к круглому столу «Асимметричная федерация или симметричная конфедерация», который «Росбалт» провел в Москве в среду.

Тема укрупнения и выравнивания регионов в последнее время все более очевидно проявляется и в речах политиков, которые разыгрывают ее как политическую карту, и в СМИ, которые пока к ней только присматриваются. А просто так, как известно, ничего не бывает. Очевидно, что тему передела регионального устройства кто-то из Кремля решил «попробовать на зуб» и посмотреть, что из этого может получиться.

Для разговора о возможностях и целесообразности передела административно-территориального устройства страны «Росбалт» пригласил полтора десятка экспертов, среди которых были депутаты Госдумы Владимир Лысенко и Борис Надеждин, руководитель Департамента региональной экономики МЭРТ Анатолий Ушаков, директор института региональных проблем Максим Дианов, сопредседатель Совета по национальной стратегии Иосиф Дискин, директор института ситуационного анализа и новых технологий Игорь Даровин, представители консалтинговой группы «Имидж-Контакт», представители регионов...

В результате обсуждения сложилось впечатление, что к теме укрупнения серьезные эксперты подходят с огромной осторожностью. Слишком велико понимание, какие тектонические сдвиги и не просчитываемые процессы могут запуститься, если тронуть нынешнюю ситуацию.

Тем не менее, что-то делать все-таки придется. Регионов-доноров в сегодняшней России, по оценкам Министерства экономического развития, в прошлом году было только 14. Остальные — реципиенты. Причем среди самых отсталых — национальные территориальные образования. И никакого подтягивания к среднероссийскому уровню в обозримые годы не проглядывает... У доноров все больше отбирают, реципиентам все больше не хватает. И те, и другие лишены стимулов для развития и активной региональной политики. Понятно, что такая ситуация взрывоопасна. Однако, не менее взрывоопасна — по оценкам экспертов — и попытка присоединить национальные территории в статусе самостоятельных субъектов к соседним областям. Слишком велика вероятность, что в случае таких попыток руководители территорий тут же разыграют националистическую карту.
Таким образом вопрос «Что делать?» остается открытым...

Беда в том, что при подписании Федеративного договора в 1992 году никто не озаботился тем, чтобы прописать содержательно — что такое субъект федерации? В результате каждый понимает это так, как ему удобно. Для кого-то — это просто управленческое звено, для кого-то — самодостаточный регион, который может обеспечить своим жителям достойный уровень жизни, а для кого-то национальная автономия, обеспечивающая культурную самобытность...

Напомним, что всего в России существует 6 разных типов субъектов федерации: 49 областей, 21 республика, 10 автономных округов, 6 краев, 2 города и одна автономная область. И все эти «типы» наполнены разным содержанием. А главное — во всех них есть региональная элита, которая живет хорошо, каким бы отсталым ни был данный субъект.

Видимо, именно понимание этой ситуации и склонило большинство экспертов, участвовавших в дискуссии, к общему пониманию: трогать что-либо в нынешней структуре очень опасно. Несмотря на крайнюю неравномерность развития регионов и вопиющую бедность и экономическую несамостоятельность некоторых из них.
Во всяком случае, когда в конце круглого стола был проведен итоговый опрос, он показал крайне осторожный подход экспертов.

Предлагалось три варианта видения ситуации:
1. Сегодня не время для перемен. Надо подождать.
2. Перемены нужны. Но постепенные и небольшие. Самые слабые и малочисленные регионы надо присоединять к более сильным соседям. Надо постепенно выравнивать и статус субъектов. В перспективе — 60-70 субъектов.
3. Необходимо работать на перспективу создания экономически сильных регионов, административные границы которых будут совпадать с экономическим районированием страны. В перспективе — 12-15 регионов.

Так вот: мнения экспертов разделились практически пополам: половина — за первый вариант, половина — за второй, причем с уточнением, что конкретное число остающихся регионов хотелось бы не называть...
С определенным оптимизмом к третьему варианту отнесся только один участник — Борис Надеждин, который определил ситуацию так: «Первый вариант — это ситуация сегодня. Второй — через 5 лет. Третий — через 100 лет».

Любопытными оказались данные опросов общественного мнения, представленные Игорем Даровиным. По их результатам — с точки зрения готовности к объединительным процессам населения — объединять можно Петербург и Ленинградскую область и Краснодарский край с Адыгеей. Население — не против, и антагонизма друг к другу не чувствует. А вот попытки объединения, например, Москвы с Московской областью столкнутся с жестким отторжением населения...

Таким образом, остается констатировать: и нынешняя ситуация плоха, и трогать ее страшно, уж слишком много «мин» зарыто на поле и национальных территорий, и некоторых крупных русских областей.

Ольга Смирнова, Москва — Санкт-Петербург

Источник:
"Росбалт"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить