Клуб имени себя

19 июня, стадион "Лужники". До матча "Спартак" - "Сатурн" остается еще пятнадцать минут. Говорливый футбольный народец торопится занять свои места, рассаживается. И только на трибуне, где обычно собираются спартаковские болельщики, тихо, как на похоронах.

Обыкновенно буйные фанаты сидят, словно пришибленные. Тянут взасос сигарету за сигаретой и молчат, вперив куда-то в пустоту отрешенные, безжизненно потухшие глаза.

Да у ребят и правда горе. Несколько часов назад стало известно, что главный тренер команды Олег Романцев отправлен в отставку. Приговор "по делу тренера" огласил на пресс-конференции президент "народной" команды Андрей Червиченко. А что — сегодня он может веско, не пряча от собеседников глаз, заявить: "Спартак" - это я". Дала судьба шанс человеку, и он его использовал — выжал на 200 процентов. Учитесь, господа! Если целью было взять в Тарасовке всю власть целиком, то справился он с ней блестяще. В духе нашего смутного времени.

Считается, что Андрей Червиченко оказался в "Спартаке" случайно. Работая в "Лукойле", курировал подготовку спонсорского контракта нефтяной компании с ЦСКА. Бывший генеральный директор "Спартака" Юрий Заварзин сумел убедить своего соседа по даче переориентировать многомиллионный проект в пользу самого титулованного клуба России. В марте 2001 года Заварзин покинул "Спартак" и вторым лицом в спартаковской иерархии стал... Червиченко. Уход Заварзина, как говорили, был вызван противоречиями с Романцевым и Червиченко по принципиальному вопросу: как дальше жить "Спартаку" в связи с решением УЕФА провести лицензирование всех клубов Европы. Спустя некоторое время после клубной реорганизации начинают появляться слухи об уходе из "Спартака" уже и Олега Романцева. Первый шепоток прошелестел в кулуарах на исходе прошлого сезона. А тут еще масла в огонь подлил Ралиф Сафин, председатель попечительского совета "Спартака", бывший первый вице-президент "Лукойла". В октябре, помнится, он заявил: "Олег Романцев и Андрей Червиченко, или кто-то один из них, могут уйти из клуба, если не поймут, что ставка на легионеров себя не оправдала..." Андрей Червиченко в своих комментариях был категоричен: "У нас с Романцевым полное взаимопонимание..." Одновременно президент "Спартака" заявляет о том, что селекционную политику клуба, по легионерам в том числе, полностью определяет Романцев. Однако Владимир Бессчастных и Максим Левицкий, зимой покинувшие "Спартак", в своих "прощальных" интервью опровергли эту версию, говоря как раз обратное. А тут еще одна зубодробительная сенсация. Против "Спартака" возбуждается уголовное дело в связи с неуплатой налогов во второй половине 90-х годов. Червиченко публично поддержал Романцева, заявив, что эта история выгодна неким структурам, которые любыми способами пытаются заставить акционеров клуба избавиться от акций. Кредит доверия президента к главному тренеру казалось незыблем. Тем не менее, волна слухов об отставке Романцева становится все мощнее. Нарыв зрел-зрел и — прорвался...

Конфликт топ-персон народной команды, словно чиркнувшая спичка, осветил еще один темный закоулок спартаковских кулуаров. В закоулке том, как в сундуке, лежат хозяйские ключи от клуба. Настырным болельщикам давно не терпелось сунуть туда нос: кто же, черт возьми, не формальный, а истинный владелец команды? Червиченко недавно упомянул четыре юридических лица и себя как "пятое лицо, физическое" в качестве акционеров. Он явно не договаривает. Есть информация, что президент "Спартака" входит в состав учредителей трех компаний-акционеров из четырех.

За всю историю отечественного футбола только однажды была такая же громкая тренерская отставка и тоже в "Спартаке". Молодой Олег Романцев сменил Константина Бескова. По иронии судьбы Романцеву тогда, как и сменившему его сейчас Андрею Чернышову, было 35 лет.

Романцев сам виноват. Долго и старательно рыл яму и сам в нее свалился. Он делал клуб для себя и под себя. Клуб имени себя. Обнес его глухим забором, отгородившись ото всех. Спартаковские ветераны ворчали зло, что они в родном футбольном доме стали при Романцеве чужими людьми. Теперь понятно, почему никто из стариков не вступился за Романцева ни делом, ни словом. За возней в тарасовской берлоге они наблюдали со стороны, изредка лишь отделываясь туманными комментариями. По их мнению, причина "войны", бесспорно, денежная. И скорее всего, у Романцева просто не было иного выбора, как уйти в отставку...

Степан ГРИБОВ

Источник:
"Независимое обозрение"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить