Сколько же в плавании тайн!

Чемпионат мира по водным видам спорта, до начала которого уже всего пара дней, — для меня не просто крупные соревнования. Старты пройдут в Барселоне, и не вспоминать о том, что 11 лет назад я именно там дебютировал на Олимпийских играх, не получается.

Не могу сказать, что тогда сильно задумывался об ответственности, которая лежит на всей команде: в 19 лет заботит другое. Все мысли были заняты лишь своим выступлением.

Наверное, и сейчас было бы логично думать лишь о себе. Ведь я много лет тренируюсь отдельно от команды, в другой стране. В то же время прекрасно понимаю, что молодые ребята смотрят прежде всего на меня. Ждут подсказок, помощи. Для многих из них Попов — человек совершенно другого поколения. Но сам я нечасто задумываюсь о том, что мне не 19, а 31. Когда встаешь на тумбочку, о возрасте не вспоминаешь.

За эти десять с лишним лет изменилось, естественно, многое. Возможно, я сам стал оценивать происходящее вокруг немножко иначе, более серьезно. Радуюсь, что среди спринтеров появились более сильные ребята. Например, Андрей Капралов, с которым мы наверняка вместе поплывем в эстафете и который в этом году проплыл стометровку за 49,19. И сразу мысль: а почему он также быстро не сумел плыть на отборе? И сможет ли в Барселоне?

Брассисту Дмитрию Коморникову (с ним мне выходить на старт в комбинированной эстафете), возможно, будет легче. Мировой рекорд на двухсотметровке он побил не так давно. Соответственно дотянуть состояние пика формы до главного старта не так сложно. Возможно даже, что его результат окажется еще более впечатляющим. Обидно при этом, что в команду не сумел попасть другой Дмитрий — Слуднов. Больно смотреть, как столь блистательно начавшаяся карьера летит, что называется, коту под хвост.

Многие просчеты проистекают от тренерских ошибок. Сейчас много спорят: а нужно ли ограничивать минимальный возраст спортсменов, выступающих на Олимпийских играх? Ответа на этот вопрос я не знаю. Вроде бы в чем проблема? Если человек по своему уровню достоин бороться за право быть лучшим в мире, какая разница, сколько ему лет? Становилась же олимпийской чемпионкой в прыжках в воду 13-летняя американка! В то же время нередки случаи, когда спортсмен показывает феноменальные результаты в 15 лет, а потом — исчезает.

К сожалению, особенно часто это происходит в России. И сам собой напрашивается вывод: наши тренеры просто не умеют работать со взрослыми. Выжимают из несформировавшихся спортсменов все возможное, и на этом результаты заканчиваются. Даже если спортсмену удается продержаться на мало-мальски приемлемом уровне год-другой, я не считаю это достойным сроком.

Международный олимпийский комитет периодически рассматривает вопросы, связанные с теми или иными ограничениями. Большинство из них вполне логичны. Например, максимальный возраст игроков футбольного турнира тоже ограничен. Подразумевается, что после 23 лет наиболее сильные уже играют за профессиональные клубы, получают огромные гонорары. Ни один из этих клубов не пойдет на то, чтобы на протяжении года регулярно предоставлять данные допинг-контроля на каждого из игроков. Все, что происходит, остается, как правило, внутренней кухней. У нас же тестирование проходит регулярно. Иногда, что там скрывать, сильно раздражает — бригада медиков может нагрянуть в момент перелета из одной страны в другую, появиться на пороге дома в любое время суток. Но это правила игры.

Многие, знаю, придерживаются той позиции, что на профессиональном уровне в любом виде спорта допинг-контроль следует отменить вообще. Но как бы абсурдна ни была нынешняя ситуация, когда запрещен, что называется, каждый второй медицинский препарат, идти на это нельзя. Слишком велик может оказаться соблазн вырастить суперчемпиона сугубо фармакологическими методами. И вот тогда никакие результаты не помогут удержать интерес болельщиков к спорту. Потому что в глазах миллионов Олимпийские игры — самое справедливое соревнование современности. И мне приятно, что я до сих пор принимаю в нем участие.

Возможно, мне просто повезло с тренером. Сейчас, готовясь вместе с Геннадием Турецким к чемпионату мира, мы уехали в горы, где занимаемся исключительно техникой. Не устаю поражаться тому, сколько же в плавании для меня до сих пор тайн. Словно мне не 31 год и нет позади двенадцати лет выступлений на высшем уровне, а все только начинается. Так ли это — мы и собираемся выяснить в Барселоне.

Александр ПОПОВ

Источник:
"Спорт-Экспресс"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить