В последнее время вся Европа только и обсуждает покупку Романом Абрамовичем английского футбольного клуба "Челси". Все гадают: зачем российскому олигарху это надо? Версий много.
И как-то народ подзабыл, что Абрамович — не первый начальник Чукотки, возмечтавший поиметь собственную футбольную команду. Пример подал в 1998 году Александр Назаров. Бывший полузащитник донецкого "Локомотива", он на бюджетные деньги создал, перекупив часть игроков, команду "Спартак-Чукотка".
Мотивы Назарова были понятны. С одной стороны, взыграла юношеская страсть к играм. С другой — губернатор Чукотки хотел таким экстравагантным способом улучшить имидж вверенного ему округа.
Только вот конец у этих забав оказался весьма печальный. Я поясню, в чём тут дело.
Больших денег бюджет Чукотки никогда не имел. В поисках финансов Назаров ставку всегда делал на лоббистов. Причём одного лоббиста он сам воспитал. Когда-то под его началом работала Татьяна Нестеренко. В администрации Чукотки именно она курировала все финансовые вопросы. Вот её-то Назаров и "двинул" сначала в Госдуму, а потом на пост руководителя федерального казначейства в ранге замминистра финансов России. Ну а двух других лоббистов Назаров нашёл как бы на стороне. Я имею в виду Бабичева и Абрамовича. Бабичев в своё время руководил аппаратом в правительстве Черномырдина. Когда шефа отправили в отставку, он остался не у дел. Единственным его капиталом были отменные связи в политических и финансовых кругах. А на Чукотке в этот момент освободилось место депутата Госдумы. Назаров решил: грех не воспользоваться такой ситуацией и предложил свою помощь в выдвижении Бабичева на вакантное кресло. Говорят, Бабичев это оценил и, став депутатом, выбил для Чукотки немало денег. Однако на второй депутатский срок он тем не менее не пошёл. И тогда Назаров пригласил вступить в "борьбу" за депутатский мандат Абрамовича. Расчёт был на то, что олигарх тоже потом отблагодарит Чукотку финансовыми потоками.
Назарову и в голову не могло прийти, что Абрамович тоже любит футбол и поведёт совсем другую игру. Год побыв в депутатах, Абрамович решил, что нечего мелочиться, пора занимать губернаторское кресло.
Назарова это желание олигарха поначалу просто взбесило. Не собираясь, как в донецком "Локомотиве", оставаться в полузащите, он надумал перейти в нападение. И тут же подскользнулся.
Неожиданно подножку подставил молодой соратник Олег Савченко. Кстати, бывший именитый спортсмен. В середине 1990-х годов его Назарову порекомендовал чуть ли не сам Николай Рыжков. Именно Олегу Савченко Назаров поручил опекать фонд развития Чукотки, на счетах которого в лучшие времена числилось несколько десятков миллионов долларов. По слухам, команда "Спартак-Чукотка" во многом финансировалась как раз через этот фонд. Говорят, Назаров собирался на деньги этого фонда проплачивать и свою очередную выборную кампанию. Но в один прекрасный момент вдруг выяснилось, что средства фонда каким-то образом улетучились, а самого Савченко Чукотка больше не интересует, он приобрёл крупные заводы на Волге и вроде бы в Москве и хочет бороться против "Лукойла" за кресло губернатора Волгоградской области. Получилось, что начальника Чукотки попросту "обули".
Ну а второй удар нанесла Генпрокуратура России, которая в 2000 году стала активно интересоваться у Назарова, почему он не уплатил налоги со своего отдыха на подмосковной даче. Само проживание губернатора на даче оплачивали спонсоры, но налоги за это по закону обязан был вносить в казну из собственных средств лично Назаров.
Тут ещё правоохранительные органы весьма некстати вспомнили и про "золотой кредит". В начале 1990-х годов Чукотка получила огромные средства для освоения новых технологий на отработанных старых золотоносных россыпях. Губернатор многие операции по этому кредиту решил доверить москвичам, а именно "Пресня Банку". Однако, увы, новые технологии не пошли. Ума ли у руководителей золотых чукотских приисков не хватило или просто желания честно работать не было, это не ясно до сих пор. Но точно известно, что не справившиеся с порученным делом высокопоставленные золотопромышленники Чукотки во многом благодаря всё тому же "Пресня Банку" очень быстро смогли приобрести в ближайшем Подмосковье шикарные квартиры.
В общем, на содержание клуба "Спартак-Чукотка" денег не осталось, а Назарову из нападающих под давлением обстоятельств пришлось перейти в глухую защиту и в условиях управляемых по-российски выборов мирно "уступить" губернаторство Абрамовичу.
Я не собираюсь при этом рисовать Назарова лишь в чёрных красках. Он в 1991 году получил жуткое наследство. Экономика округа была разбалансирована. Те месторождения золота, которые находились в эксплуатации, были уже во многом истощены, а на освоение новых в казне отсутствовали деньги. Скажем, чтобы поднять рудное месторождение "Майское", содержащее порядка трёхсот тонн золота, надо было для начала вложить полмиллиарда с лишним долларов. Но в 1990-е годы на такие инвестиции никто ни из наших бизнесменов, ни из зарубежных не шёл. С оловом вообще случилась трагедия. После обвала мировых цен добывать олово на Чукотке стало просто нерентабельно. Но как было сказать жителям посёлка Иультин, что они теперь никому не нужны? Кажется, три года начальство уговаривало людей покинуть Север. Однако в центральных районах России горняков никто не ждал. В Иультине, выстроенном в советскую эпоху из пятиэтажных типовых панельных домов, народ хотя бы имел благоустроенное жильё. Когда стало ясно, что, даже оставшись без работы, люди Иультин не покинут, то, как говорят, кто-то устроил катастрофу с самым длинным в мире мостом через реку Амгуэма, построенным заключёнными ещё в эпоху ГУЛАГа. Этот мост был единственной ниточкой, связывавшей затерявшийся в чукотской тундре горняцкий посёлок с портом Эгвекинот и с Большой Землёй. Его разрушение означало для горняков смерть. Власть же восстанавливать "дорогу жизни" через Амгуэму отказалась. И поневоле пяти тысячам иультинцев, брошенных на произвол судьбы, пришлось правдами и неправдами выбираться с Севера к родственникам в другие края. Могу ещё добавить, что вплоть до 1997 года мафия не допускала чукотские предприятия к добыче морепродуктов. Оно и понятно: кому-то море давало многомиллионные доходы. А кто просто так захочет расстаться с такими суммами?
Я, кстати, частично об этих проблемах написал в 1997 году в журнале "Мир Севера". Рассказал тогда и о такой проблеме. В советское время специально для освоения богатейших золотых месторождений Билибинского района Чукотки был построен крупный порт Зелёный Мыс. Административно территория порта сначала подчинялась чекистам и конкретно тресту "Дальстрой", а потом была передана Якутии. Но когда Советский Союз развалился, некоторые руководители вообразили себя удельными князьками и стали чуть ли не границы возводить — со своими таможнями и прочими атрибутами власти. Так, в Якутии нашлись начальники, которые захотели получать бешеные деньги с каждой машины с грузами только лишь за пересечение административной якуто-чукотской границы. Что в тех условиях оставалось Назарову? Не войну же Якутии объявлять? Он в ответ решил построить до Билибино дорогу жизни из другого порта — из Певека, находящегося на территории Чукотки. И я помню, какое негодование моя статья вызвала у президента Якутии Михаила Николаева. В кулуарах Совета Федерации он, тыча мне в лицо эту статью, при свидетелях вопрошал: мол, сколько мне заплатил Назаров в долларах и сколько поставил ящиков водки. Пришлось ответить, что каждый судит по себе. Видимо, Николаев считает, что в наши времена всех можно купить, вопрос только в цене.
Хотя будем справедливы: имея огромные амбиции, Назаров созидателем всё-таки стать не смог. Вольно или невольно, но Чукотка при нём обнищала до невозможности. Люди годами не могли выехать в отпуска. Они ничего не могли поделать с произволом местных чинуш: Москва далеко, и ни на какие жалобы столица не реагировала. Не зря в народе говорили, что без разрешения Назарова на Чукотке даже прыщ ни у кого не вскочит. Поэтому его проигрыш Абрамовичу был закономерен.
Ну а теперь я подхожу к самому интересному: зачем Абрамовичу понадобились Чукотка и английский футбольный клуб. Конечно, хотелось бы верить в альтруизм российского олигарха. Но...
Да, после Назарова народ на Чукотке стал жить чуть-чуть получше. Это факт. Но средства для перемен дал не местный бюджет. Бюджет Чукотки по-прежнему нищенский. Деньги дал Абрамович (как сам лично, так и подконтрольные ему финансовые структуры России). И это тоже факт. Один подоходный налог Абрамовича, который наш олигарх теперь ежегодно уплачивает не в Москве, а в Анадыре, исчисляется миллионами долларов. Для Чукотки — это просто сумасшедшие деньги.
Для меня очевидно, что Абрамович имеет свою стратегию. Не исключено, что губернаторство понадобилось ему для серьёзного развития собственного нефтебизнеса. Как утверждают геологи, Чукотка по своим запасам нефти — настоящий Клондайк. Это одно обстоятельство. Второе — близость Америки, самого перспективного покупателя чукотской нефти. И, как умный человек и трезвый политик, Абрамович, естественно, понимает: для того, чтобы лет через десять получать миллиарды прибылей , надо сегодня вложить в развитие северного края миллионы.
При этом игры в благотворительность закончились сразу же с победой на губернаторских выборах. Уже сегодня Абрамович заявляет, что просто так давать деньги он не намерен. Он вслед за Егором Гайдаром не устаёт повторять: Север перенаселён и народ с Чукотки надо продолжать вывозить (50 оставшихся тысяч населения из 150 тысяч, которые были, для округа, по его подсчётам, это чересчур много). Но зато те, кто будет поднимать экономику Чукотки, должны жить не в скотских условиях, а иметь все удобства цивилизации. Инвестиции теперь пускаются только под научно обоснованные проекты.
Надо признать и другое: пока на главном чукотском направлении Абрамович терпит неудачи. Первые пробурённые скважины вопреки прогнозам геологов большой нефти не дали. И нужны новые миллионы долларов для расширения нефтегазопоисковых работ.
И вдруг в этот момент Абрамович покупает английский футбольный клуб. Для чего? Неужели только из-за любви к футболу? Сомневаюсь. Похоже, и здесь нашим олигархом двигали прежде всего расчёты даже не экономического, а скорее политического характера.
Как я полагаю, Абрамович всё-таки верит в чукотскую нефть. И он понимает, что если не завтра, то послезавтра, уж точно, надо будет завоёвывать новые пространства на мировых рынках сбыта нефти. А там всё большую чувствительность приобретают вопросы репутации продавцов и покупателей. Но вот с этим-то моментом у нас немало проблем. Знающие люди помнят, как начинался бизнес у бывшего воспитанника детского дома Романа Абрамовича. Те, кому надо, не забыли про сомнительные операции, которые творил в начале своей карьеры будущий начальник Чукотки в Республике Коми. Аналитики знают и про то, как создавалась и как прирастала своими богатствами "Сибнефть" - до недавнего времени главный источник финансового благополучия Абрамовича.
Покупка же престижного английского клуба "Челси" позволяет многие подобные эпизоды как бы "замять". Это приобретение, если угодно, — своего рода пропуск в клуб деловой элиты всего мира, где деньги решают далеко не всё. Иначе всем известный Иосиф Кобзон, тоже отнюдь не бедный человек, не имел бы проблем с получением виз в США или Латвию. Да и перед алюминиевым королём Олегом Дерипаской мировая элита кое-где не опускала бы шлагбаумы.
Вопрос в другом: как подать эту покупку российской общественности? Абрамович тут предпочёл излюбленную тактику умолчания. Но верен ли на сей раз этот его ход? Ведь уже не кто-нибудь, а председатель Счётной палаты России Сергей Степашин негодует: почему деньги от природной ренты тратятся не на россиян, а на английские клубы? Только, я думаю, вопрошать раньше надо было, когда "расчленяли" всю нефтянку страны. Ведь Степашин и тогда был не последним человеком, всё-таки возглавлял в России органы госбезопасности.
А возвращаясь к покупке футбольных команд, сделаю ещё одну ремарку. Не надо исключать и того, что наш губернатор Чукотки просто мог и перемудрить, как его предшественник Назаров. Ну а что после этого стало с Назаровым, я уже рассказал.
Вячеслав ОГРЫЗКО
Источник:
"Литературная Россия"