Нынешним летом российский авиаспорт отмечает черный юбилей. Ровно десять лет назад, весной и летом 1993 года году на него обрушились небывалые беды. Тот год вообще вошел в историю рекордным числом воздушных аварий.
Первая катастрофа произошла 10 марта в Москве на аэродроме Тушино. Самолет Ан-2 с 10 парашютистами на борту готовился к очередному тренировочному вылету. При взлете, когда самолет оторвался от земли, пилот слишком резко взял ручку на себя — самолет круто задрал нос. Парашютисты горохом посыпались в хвостовую часть салона. В итоге самолет завалился на хвост и рухнул на землю. Жертв, к счастью, не было. Только — синяки да шишки.
Через два месяца, на первомайском празднике в Волгограде погиб пилот Игорь Давыдченко. Закончив показательные выступления на самолете Як-52, он, при подлете к аэродрому, решил немного похулиганить, блеснув пилотажным мастерством в опасной близости от земли. При выполнении одной из воздушных фигур, самолет врезался в столб. Пилот — погиб.
Восьмого мая в Железногорске летчик-инструктор Юрий Мальковский отрабатывал технику пилотирования. При одном из разворотов самолет сорвался в штопор и рухнул на землю. Мальковский получил тяжелые увечья.
Всего через день, девятого мая в Нижнем Тагиле новое ЧП. Спортивный Як-52, ведомый Александром Данилиным, выходя из мертвой петли, потерял высоту и упал на городскую площадь. Ошибка пилота унесла жизни 19 человек.
Восемнадцатого июля в Дубне звено Су-26 отрабатывало технику высшего пилотажа. При выполнении "бочки", ведущий группы Александр Любарец (двукратный чемпион мира по высшему пилотажу) резко дернул машину в сторону и столкнулся с ведомым Виктором Смолиным. Самолет Любарца упал на землю. Пилот погиб. Причина — грубое нарушение техники пилотирования.
Восьмого августа в Липецке при подготовке спортивного праздника, посвященного Дню авиации, два летчика 1-го класса Валерий Полянский и Георгий Карабасов на спарке Як-52 отправились на разведку погоды. При одном из разворотов Карабасов резко взял ручку на себя. Самолет вошел в крутой крен и сорвался в штопор. Оба летчика погибли. И в этот раз, по заключению комиссии, причиной катастрофы стала ошибка в технике пилотирования.
Черту под черным списком трагедий подвела катастрофа 16 августа в Егорьевске. Пилот Владимир Марьин посвящал в премудрости пилотажа немца Дитера Кала. В качестве воздушной парты они выбрали старый, добрый Ан-2. Экипаж работал в режиме "конвейра". Несколько раз заходили на посадку, но не садились, а пройдя над самой "бетонкой", взмывали ввысь. Вдруг в наушниках Марьина прозвучал настороженный голос руководителя полетов: "Будьте осторожны, по вашему курсу появилась стая птиц". На штурвале в этот момент был Калл, Марьин подстраховывал. Заметив стаю пернатых, немец стал резко отворачивать. Однако скорость и высота для такого маневра были слишком малы. Завалившись на крыло, самолет задел верхушки деревьев, упал и загорелся. Оба пилота погибли. Летчики, по мнению экспертов, были невиноваты. Они все делали правильно. Если бы не птицы...
По факту каждого летного происшествия работала специальная комиссия. Причины каждой катастрофы были установлены, названы и занесены в протокол. Осталось понять главное, назвать — причину причин. Почему вдруг российский авиаспорт свалился тем летом в глубокий штопор, получив рекордное число аварий? Ответ до банальности прост. На спортивную авиацию обрушились те же беды, что и на все измочаленное смутой отечество. Главная — экономическая нищета. Из-за недостатка средств авиаторы сократили число тренировочных вылетов до минимума — не на что было купить топливо для самолетов. Не могло не сыграть свою роль и элементарное снижение дисциплины. Но если для людей, ходящих по земле, сквознячок в голове еще полбеды, то для тех же, кто в небе — это часто смерть...
Иван Силуянов
Источник:
"Независимое обозрение"