Сегодня в гостях у "ПРАВДЫ.Ру" руководитель Екатеринбургского регионального отделения Международной организации "Экозащита!" Ольга Подосенова. Ольга Александровна родилась в 1972 г. в Хабаровске, в 1994 году закончила факультет журналистики Уральского государственного университета (Свердловск). Защитила диплом на тему "Теории русского анархизма в прессе 1880-1917 г.г.".
С 1994 по 1997 гг. вела рубрику "Экология" в газете "Приамурские ведомости",
работала корреспондентом молодежной редакции Хабаровского краевого радио.
С 1998 по 2000 г.г. собкорр. Агентства Волжской экологической информации (АВЭ-инфо, Нижний Новгород). С 1999 г. собкорр. по Уральскому региону
Национального информационного агентства "Природа" и газеты "Природно-ресурсные ведомости" (г. Москва). С мая 1997 работала редактором газеты "Вода России" (г. Екатеринбург), в октябре 2001 г. была уволена за участие в акции "За безъядерный Транссиб!".
В общественном экологическом движении с 1997 года. С 2002 года — руководитель антиядерной группы Уральского экосоюза. С 2002 года — координатор Екатеринбургского отделения Международной группы "Экозащита!".
Принимала участие в серии мероприятий против ввоза ОЯТ в 2000-2001 г.г. (Екатеринбург), была организатором общественных слушаний в Верхней палате
Свердловской областной думы. Руководитель проекта "Изучение влияния Белоярской АЭС на жителей Екатеринбурга" (2001г.).
Участвовала в акциях:
"Против наращивания мощностей ядерной индустрии США" (Чикаго, США) — август 2001 г.
"За безъядерный Транссиб!" (Екатеринбург) — октябрь 2001 г.
"Ядерные мутанты у стен Кремля" (Москва) — апрель 2002 г.
"Против ввоза ОЯТ" (Красноярск) — июль 2002 г.
"Против ввоза ОЯТ" (Москва) — март 2003 г.
"СТОП МОКС!" (Екатеринбург-Челябинск) — май 2003 г. В настоящее время координирует подготовку к международной акции "Антиядерный лагерь", которая пройдет в Екатеринбурге в августе этого года.
Корреспондент "ПРАВДЫ.Ру" Андрей Лубенский задал Ольге Подосеновой несколько вопросов.
- Расскажите о целях, которые ставит перед собой Международная общественная организация "Экозащита!". Судя по названию, организация занимается, прежде всего, экологическими проблемами, и не в одной стране?
- Вы правы, о целях международной группы "Экозащита!" говорит само ее название. Активисты "Экозащиты!" выступают против нарушений прав человека на здоровую окружающую среду и за фундаментальное право человека на получение достоверной информации об окружающем мире. В реалиях эти права неразрывно связаны и с правом существование всего живого на нашей планете. У нас даже есть такой лозунг: "Без компромиссов в защите Матери-Земли!". Сегодня у экологических активистов действительно нет прав на компромиссы, по крайней мере потому, что эта Земля — единственная, на которой мы можем жить. Экология не знает границ. Совсем недавно люди поняли, что создать локальный рай на отдельно взятой территории невозможно. Вот небольшой пример. В начале 90-х в Каспийском море ученые, исследовавшие экологические изменения воды, обнаружили в ней очень опасное вещество — шестивалентный хром. Это вызвало недоумение, нигде поблизости не было производств, от которых могло появиться подобное загрязнение. Оказалось, что хром попал в Каспий... с Урала. Далекий уральский завод сливал свои стоки в реку Чусовую, она впадает в Каму, затем в Волгу. Что происходило дальше, знает каждый школьник.
Вобщем-то, поэтому мы прекрасно понимаем, что если всерьез заниматься экозащитой, активистам нужно объединять свои усилия. Это мы и делаем. Созданная в 1990 году в Калининграде организация "Экозащита!" сегодня имеет отделения в Москве, Воронеже, Екатеринбурге, Софии и Дрездене, кроме того, есть еще партнеры, сторонники и друзья практически во всем мире.
- Как "Экозащита!" пришла в Екатеринбург? Кто является активистами региональной организации?
- Екатеринбургская "Экозащита!" началась с действий — наверное, так начинают все экологические активисты. Нам (нескольким инициативным молодым людям) просто в определенный момент не захотелось мириться со сложившейся экологической ситуацией, и мы просто начали работать: добывать информацию, с которой неохотно расставались официальные органы, и пытаться донести эту информацию до людей, организовывать акции... В конце концов, в информационном пространстве и встретились с друзьями по духу — такими же активными, более опытными коллегами из калининградской и московской "Экозащиты!". У нас в Екатеринбурге очень разношерстная организация. Среди уральских экозащитников есть журналисты, музыканты, биологи, школьные учителя, но основная масса это, прежде всего, студенты из самых разных вузов Екатеринбурга: Уральского госуниверситета, Экономического университета, Педагогического университета, Архитектурной академии и других.
- Каковы, на Ваш взгляд, главные экологические беды Урала? Это ведь опорный край державы, что имеет и свои минусы, один ВУРС (Восточно-Уральский радиоактивный след) чего стоит?
- Если перечислять все экологические беды Урала, страницы точно не хватит, а если сесть составлять список загрязнителей с перечнем разного рода экологических аварий и инцидентов, то получится многотомное произведение. Уральский регион — одна из самых промышленно развитых, урбанизированных, и как следствие — одна из самых неблагополучных по обострению экологических проблем, территорий России. Концентрация промышленности в Свердловской области в 3-4 раза выше, чем в среднем по России. В воздухе, воде и почве Урала — весь список химических элементов, я имею в виду не фоновый природный, а с изрядным превышением предельных концентраций. Факт: шесть самых грязных рек России на Урале. Факт: самое грязное ядерное предприятие в мире (МАЯК) на Урале. Официальный список экологических бед: техногенные образования (отходы металлургических производств), химическое загрязнение (стойкие органические загрязнители), радиация. Но я самой серьезной экологической проблемой считаю все же экологический "пофигизм" людей. Вот что является гордостью у жителей Поволжья, Сибири, Дальнего Востока (я сама спрашивала у людей, я это не придумала)? Они отвечают: Волга, Обь, Амур, имена горных массивов называют. А на Урале отвечают: наша гордость — завод "Уралмаш", или "Химмаш", или еще какой-нибудь "маш". Просто исторически сложилось, что весь окружающий мир — реки, озера, леса и горы, они были придатками заводов. Есть даже такой особый тип архитектуры: город-завод. Еще опорный край державы всегда старались скрыть от чужих глаз, создавалась особая атмосфера секретности: в обычные города нельзя было въезжать иностранцам, существовали (и существуют по сей день) закрытые города-"почтовые ящики". Собственно, до сих пор приходится пожинать плоды этой системы: люди привыкли жить без прав, не задавать лишних вопросов...
- Каким набором инструментов располагает "Экозащита!" для участия в решении этих проблем?
- Набор инструментов очень широк. Это всевозможные способы информирования общественности и привлечения к активной гражданской и экологической деятельности. Это и организация образовательных мероприятий (семинары, тренинги, экологические лагеря), экологические кампании в средствах массовой информации, ненасильственные акции. Кроме этого, мы стараемся сотрудничать с представителями законодательной власти, которые отстаивают и проводят экологичные законы и помогают реализовать их.
- Власти и владельцы промышленных предприятий далеко не всегда благосклонны к зеленым. Иногда доходит и до арестов или, что хуже, до нападений на активистов экологических организаций. Не приходилось с этим сталкиваться?
- Добиваться благосклонности властей и промышленных предприятий не является целью нашей работы. Так уж получается, что зеленые во всем мире (даже в самых экологически благополучных странах) — кость в горле всяческих промышленных гигантов и официальных властей. Пока, к счастью, нападений на наших уральских активистов не было, а вот у наших московских и калининградских коллег такие ситуации были. Зато до арестов дело доходило. Честно говоря, редкая акция Экозащиты! проходит без них. Так было год назад, когда наших молодых экозащитников буквально пинками запихивали в милицейские автомобили прямо на Лобном месте на Красной площади в Москве. Это было похоже на хронику времен Пиночета. Это было дикое зрелище. Я думала, что такое невозможно в стране, которая называет себя демократическим государством. И такие ситуации еще больше убеждают нас в том, что мы не должны мириться с тоталитарными замашками властей и промышленного капитала.
- Как идет подготовка к акции "Антиядерный лагерь", намеченной на август? Уже
известен круг участников?
- Круг участников известен давно. Собственно, решение о проведении лагеря в Екатеринбурге — это плод коллективного решения круга участников. В нашем лагере соберутся активисты экологических правозащитных и других общественных организаций из разных городов России от Калининграда до Томска. Ожидаем также зеленых коллег из Европы и США.
- "Аниядерный лагерь" организуется, в частности, взнак протеста против плутониевой программы России и США. Почему Вы считаете реализацию плутониевой программы опасной для России?
- Перечислю основные пункты нашей позиции по поводу плутониевой программы России и США. На самом деле этот опасный эксперимент ядерной индустрии предпринимается именно в рамках российско-американской программы по утилизации оружейного плутония. В 2000 году правительства России и США подписали договор по утилизации 68 тонн оружейного плутония (по 34 тонны с каждой стороны) в виде топлива для АЭС. Предполагается, что на основе избыточного оружейного материала, изначально произведенного для использования в ядерном оружии, будет изготовлено так называемое МОКС-топливо для реакторов типа ВВЭР-1000 и БН-600. Этот эксперимент экологически опасен, экономически убыточен, а также не подготовлен технически: в России нет опыта индустриального использования МОКСа.
Итак, мы считаем, что:
1.МОКС-программа приведет к возникновению угрозы ядерного распространения, особенно в процессе транспортировки плутония на реакторные объекты и хранения, поскольку плутоний может быть выделен из свежего МОКС-топлива и использован для создания оружия.
2.МОКС-программа создаст стимулы к переработке плутония в США и в России — процессу, приводящему к образованию больших объемов жидких высоко радиоактивных отходов и способствующему росту запасов выделенного плутония. (Россия уже заявила о своем намерении осуществить переработку и повторное извлечение плутония по истечении срока действия программы по удалению плутония).
3.МОКС-программа поставит многочисленные вопросы технического характера в сфере безопасности, в частности, в связи с отсутствием опыта использования оружейного плутония в качестве топлива. Использование этого топлива как минимум усложнит задачу эксплуатации реакторов и усугубит последствия серьезных аварий на атомных реакторах.
4.На удаление плутония через использование МОКС-топлива потребуется больше времени и средств по сравнению с имеющейся сегодня альтернативой: иммобилизацией (смешивание плутония с высокорадиоактивными отходами и захоронение).
5.МОКС-программа создает дополнительную опасность попадания плутония в окружающую среду.
6.МОКС-программа разрушит ту преграду, которая отделяет гражданскую атомную индустрию от военной, подорвав тем самым глобальную работу по предотвращению распространения ядерного оружия.
Мы считаем, что иммобилизация является гораздо более целесообразным вариантом обращения с плутонием. Она предполагает преобразование плутония в форму, не допускающую его использование в производстве оружия, не допускающую его хищение и повторное извлечение неправительственными субъектами или государствами, располагающими возможностями по производству ядерного оружия.