Итоги пятого этапа 54-го чемпионата мира — "Гран-при Испании" в Барселоне — специально для "СЭ" комментирует спортивный директор БМВ, экс-пилот "Ф-1" Герхард Бергер
- Есть трассы, на которых гонки всегда проходят зрелищно. Но есть и такие, где практически никогда ничего выдающегося не происходит. Похоже, что Барселона из их числа?
- Да, последний барселонский старт особой остротой не отличался. Тут не было захватывающего сюжета, к которым мы уже начали привыкать в нынешнем сезоне, но тем не менее кое-какие интересные моменты порой возникали. К примеру, молодцом выглядел Фернандо Алонсо, сумевший на своей, прямо скажем, далекой от совершенства машине составить серьезную конкуренцию скоростной новинке "Феррари".
Что же касается вашего высказывания о том, что в Барселоне трудно надеяться на что-то выдающееся... Думаю, вы не совсем правы: в мои годы борьба там шла совсем даже нешуточная. Но если хотите действительно острых ощущений, то приготовьтесь: в следующей гонке, на моей родной трассе "А1 ринг" в Шпильберге, таких ощущений, обещаю, должно быть в избытке.
- А у вас есть какие-то особые воспоминания о "Гран-при Испании"? С вами там что-то экстраординарное происходило? Что-либо смешное или наоборот?
- Нет, никаких веселых или грустных случаев, которых вы от меня ждете, я что-то не припомню. Памятно прежде всего то, что в начале 90-х, когда я выступал на "Макларене", на автодроме "Каталунья — Монтмело" занял поул. Кстати, в той гонке было много всяких захватывающих событий, но жутко огорчало, что трибуны вели себя довольно пассивно. Объяснение простое: испанцы в те годы еще не успели стать фанатами гонок, вот атмосфера и была далеко не та, что сейчас, когда благодаря Алонсо местные жители начинают постепенно менять свое отношение к "Формуле-1".
Другое дело, что Барселона всегда была хорошим полигоном для новых машин. У конструкторов даже появилось такое поверье: если дебют болида в Барселоне удался, дальше все пойдет гладко.
- Как вам новая "Феррари"? Соответствует ожиданиям?
- Очень удачная машина. Я еще во время тестов понял, что ее ждет большое будущее. Она, конечно, впечатлила, но тем большее уважение вызвал молодой Алонсо, который практически на равных конкурировал с оснащенной по последнему слову техники F2003-GA. Если "Рено" сможет немного улучшить показатели своих болидов, найдет несколько дополнительных лошадиных сил, то дело пойдет веселее. Если же по ходу сезона не произойдет чего-то из ряда вон выходящего, то чемпионом мира снова станет Михаэль Шумахер.
- Ходят слухи, что F2003-GA - лишь промежуточный вариант...
- Сказки. На наш суд представлена полноценная модель. Машина прекрасно ведет себя на дороге, да и скорость ее, причем не только на прямой, но и на других участках, вызывает у меня уважение.
- Принято считать (и особенно это касается "Феррари"), что автомобиль должен соответствовать стилю езды гонщика.
- Для Михаэля, который любит скорость, этот болид идеален. Инженеры "Феррари" знают особенности стиля вождения своего лидера, его пристрастия и антипатии, соответственно и подгоняют машину.
- Что чувствует пилот, впервые выходя на старт гонки на новом болиде, — тревогу, восторг, предвкушение, печаль от расставания с испытанным автомобилем?
- Ничего из выше перечисленного. Происходит обычный процесс замены устаревшего оборудования на более современное, поэтому душа у нас в данной ситуации абсолютно не болит.
- Неужели гонщикам несвойственно привязываться к своим боевым болидам? Была ли у вас машина, которая больше всего нравилась, которой вы больше всего доверяли, которую любили?
- Да. "Феррари" 1987 года. Тем не менее, провожая на покой даже этот болид, с которым я выигрывал "Гран-при", не прослезился.
- Сейчас успех зачастую зависит не столько от мастерства пилота, сколько от выбранной командой стратегии пит-стопов. А как вообще определяется стратегия на каждый "Гран-при"?
- Для начала все собранные во время гоночного уик-энда и ранее, на тестах, данные, включая и данные на соперников, закладываем в компьютер, который их обрабатывает, и только после этого штаб команды принимает окончательное решение.
- Бывает, что выбранная стратегия претерпевает изменения входе "Гран-при"?
- Сплошь и рядом.
- Пилот разрабатывает план на гонку — или действует спонтанно, исходя из обстоятельств?
- Годятся оба приведенных вами варианта. Гонщик сначала создает свой план, а потом, на трассе, его корректирует.
- Из чего исходит пилот, выбирая манеру ведения гонки? С учетом конкретного соперника — или умозрительно, принимая во внимание лишь какие-то собственные цели и задачи? Осталось ли такое понятие, как личное соперничество,например, Сенна — Прост, в прошлом?
- С тех пор мало что изменилось. Основная цель, как и раньше, — одолеть конкурента.
- Тогда скажите, кого из нынешних гонщиков вы бы могли назвать вторым Сенной?
- Только не Михаэля Шумахера.
- Чья стратегия на последнем "Гран-при Испании" вам показалась самой верной?
- Грамотнее всех поступили те команды, которые выбрали три заезда в боксы.
- В околоформулических кругах муссируются слухи о возможном "разводе" БМВ и "Уильямса". Да и вы сами как-то заявили, что не считаете это чем-то невозможным. Этап в Барселоне доказал вам, что перемены необходимы?
- По результатам одной гонки я бы не стал делать такие выводы. Всегда считал, что сначала надо попробовать решить проблемы с "Уильямсом", который продолжаю считать лучшим шансом для БМВ, а уж потом, если не получится, искать какие-то иные варианты.
- БМВ выступает за альтернативный "Формуле-1" турнир. А вы?
- Я давно в этом бизнесе и имел возможность наблюдать, как постепенно развивается "Ф-1", каких высот она достигла. А теперь вдруг возникли какие-то непонятные дискуссии об альтернативной серии, где править бал собираются автогиганты. Если нам что-то и нужно, то совсем не это. У руля чемпионата должна стоять независимая организация, которая у нас, кстати, уже есть и успешно функционирует. Так что места для альтернативной серии я не вижу.
Борис Тосунян
из Вены
Источник:
"Спорт-Экспресс"