Его ровесники только начинали задумываться о своем будущем, когда он уже на безумной скорости летал на авто по трассе в нескольких сантиметрах над землей. Иван Самарин – самый молодой двукратный чемпион России по шоссейно-кольцевым автогонкам в самом профессиональном российском классе – Формула-1600.
В этом чемпионате борьба между пилотами ведется за тысячные доли секунд, а побеждает тот, кому хватило выдержки и умения сохранить хладнокровие на скоростях за 200 км/ч.
– 19 лет – и уже два чемпионских титула в «королевской» для российского автоспорта Формуле-1600, причем как в личном, так и в командном зачетах. Не кружится ли голова от успеха?
– Нет, вовсе не кружится. Впереди еще большие вершины, на которые я намерен подняться в самое ближайшее время. Все 12 лет я воспринимал автоспорт, как работу, а титулы — как оценку того, что я делаю.
– Каковы были твои ощущения, когда впервые оказался за рулем гоночного болида?
– Прекрасно помню, как впервые оказался за рулем карта на профессиональной трассе в Зеленограде. Я перепутал педали… Правда, об этом мало кто знает, да и ничего страшного, в общем, не произошло – я быстро сумел восстановить контроль над машиной. Здорово было после шести лет картинга оказаться в формульных гонках. Формула - это совсем другой автомобиль. Правда, сначала я испытывал некоторые трудности – никак не мог привыкнуть к тому, что болид весит больше, и у него иная развесовка - большая часть веса находится на задней оси. Потом, нужно было привыкнуть к большей мощности и большей скорости. Освоиться мне помогли выступления в классе Формула-Русь. А через два года я занял место в кокпите болида Формулы-1600. Больше всего поразили двигатель и трансмиссия - очень специфические агрегаты.
– Как настраиваешься на заезд? О чем стараешься думать, а какие мысли – гонишь подальше?
– Начиная с самого утра гоночного дня, в голове роится множество мыслей. За час до старта я обычно стараюсь уединиться, еще раз все обдумать. У меня не бывает мыслей, которые надо гнать подальше, любая принимается в расчет. Большая часть волнений связана со стартом — ведь это, как правило, самая рискованная часть гонки. Дальше обдумываешь тактику. Кого, как и когда нужно обгонять или нет, и вообще - какой результат устраивает, а какой нет. Когда сажусь в автомобиль - уже никаких волнений и сомнений не остается. Просто завожу двигатель, выезжаю из боксов, останавливаюсь на стартовой решетке. 10 минут ожидания - снова завожу двигатель, и гонка начинается…
– Со следующего сезона класс Формула-1600 получит название «Формула-3» и статус международных соревнований. В прошлом году ты и другие наши пилоты провели два этапа чемпионата на зарубежной трассе в Аластаро. Интересно было сражаться с иностранным противником, используя «русское оружие»?
– Весь гоночный уикенд получился очень интересным. Немаловажную роль в этом сыграла погода: она постоянно менялась, и каждая туча, пусть даже не дождевая, оказывала влияние на время круга и настройки болида. Наша техника – шасси ArtTech – вызвали настоящий ажиотаж среди финских команд и пилотов - особенно когда во время дождевой тренировки мы с Витей (Виктор Шайтар – второй пилот команды ИСТОК ArtLine Racing) опередили их всех с огромным превосходством. К сожалению, сами гонки были для меня не очень удачными. В первом заезде я провалил старт, из-за чего с третьего места сразу откатился примерно на 12-е. На следующей гонке за несколько поворотов до финиша у меня возникли проблемы с двигателем.
– Два года подряд ты приносишь команде ИСТОК ArtLine Racing чемпионские титулы. Хочешь попробовать свои силы за рубежом?
– Мысли и планы были и в прошлом году (до второго титула). В этом году они остались. Очень надеюсь, что у нас получится найти поддержку для выступления в европейских сериях. Опыт зарубежных выступлений очень важен для развития карьеры.
– Говорят, что пилоты – суеверные люди. В какие приметы ты веришь?
– Какие-то есть, но сейчас я даже не вспомню, какие. Вообще, стараюсь не верить, и не ограничивать себя всеми этими суевериями.
– Не так давно ты получил водительские права. Расскажи, какой он - двукратный чемпион России по шоссейно-кольцевым автогонкам – за рулем в обычной жизни?
– Приятно осознавать, что в экстремальной ситуации ты владеешь навыками, которые позволяют тебе гораздо больше остальных участников дорожного движения. Но обычно я стараюсь ездить аккуратно и без лишнего риска, ведь вокруг меня – другие участники
– Иван, возможно, глядя на тебя, автоспортом займутся и другие мальчишки. Что бы ты пожелал или посоветовал будущим пилотам?
– Относиться к гонкам серьезнее и учиться на каждом этапе. Чем больше опыта и знаний получится накопить к двадцати годам, тем больше шансов составить серьезную конкуренцию на высших ступенях автоспорта. В том числе – и в Формуле-1. Пожелать удачи и ровных дорог!
Справка:
Иван Самарин родился 7 сентября 1988 г. Мастер спорта. Двукратный чемпион России по картингу, трехкратный чемпион Москвы, призер и участник международных соревнований. Самый молодой пилот за всю историю чемпионатов России в классе Формула-1600, которому удалось завоевать два чемпионских титула подряд.
Шасси ArtTech F1607, на котором выступает чемпион России 2007, команда ИСТОК ArtLine Racing, стало триумфом российской инженерной мысли, воплощенной в трудах сотрудников конструкторского бюро ArtLine Engineering. Эта хищная приземистая “акула” умеет разгоняться с места до сотни менее чем за 3,7 секунды (естественно, в умелых руках), и ездить на скоростях далеко за 200 км/ч – при этом основой ее мотора послужил двигатель обычной «восьмерки», ВАЗ-21083. До сезона 2007 года в русской Ф-1600 доминировали итальянские шасси Dallara – их превосходство было неоспоримым.
С приходом ArtTech F1607 все изменилось: догнать черно-синие болиды ИСТОКА было не под силу даже их главным соперникам, команде ЛУКойл Racing. Любопытно, что “не по зубам” русские машины оказались и финским пилотам – и это при том, что они выступают на новейших Dallara, а один из них, Рами Райкконен – брат самого Кими Райкконена, вице-чемпиона мира по автогонкам в классе Формула-1.