Леша — единственный сын Тамары Николаевны. Так уж получилось — парень вырос без отца. Накануне своего восемнадцатилетия Алексей твердо решил: пойду в армию. Хочу стать настоящим мужиком! Хотя в его медицинской карте можно было найти некоторые "но", преграждавшие путь в солдаты. Но парень твердо стоял на своем.
ОТСЛУЖУ КАК НАДО И ВЕРНУСЬ
В июне прошлого года он оказался призванным в в/ч 89572 пос. Новый, что под Набережными Челнами. Часть эта приписана к МЧС России.
И начались у Лешки армейские будни. Поначалу все было нормально, о чем он периодически сообщал своей матери. Жив, мол, здоров, служу Отечеству. Но в декабре поздно вечером раздался телефонный звонок. Голос у Алексея был глухим, взволнованным: "Мама, у меня гепатит С".
Тамара Николаевна сначала не поверила сыну. Да и как тут поверить, если в армию он ушел совершенно здоровым. Наркотиками и прочей гадостью Леша ни разу в жизни не баловался.
Мать тут же поехала в часть. Армейские медики заверили: ерунда, никакого гепатита, но карту при этом на руки не дали. Тамару Николаевну это не успокоило, и она повезла сына в центр СПИД г. Казани. Там диагноз подтвердили, заодно и выяснилось, что впервые гепатит С был выявлен у ее сына еще в августе. Выходит, руководство части всячески пыталось скрывать этот факт на протяжении четырех месяцев.
НАША СПРАВКА. Источником инфекции являются больные острым и хроническим гепатитом С и вирусоносители. Вирус передается через кровь, половым путем, от матери к плоду. Инкубационный период при вирусе гепатита С составляет от 2 недель до 3 месяцев. Большая часть больных (80-85%) являются носителями вируса гепатита С. В 10-15% случаев иммунная система сама разрушает вирус гепатита. Болезнь не проявляется долгое время, симптомы не ярко выражены.
Гепатит С в половине случаев заканчивается циррозом и раком печени. Прививки против гепатита С нет.
А В ОСНОВНОМ, ПРЕКРАСНАЯ МАРКИЗА...
Из рассказа Алексея:
- В конце лета в медсанчасть был помещен один солдат. С подозрением на воспаление легких его отправили в городскую больницу Набережных Челнов. Затем выяснилось, что военнослужащий является носителем вируса ВИЧ. Такое ЧП скрыть не удается, и в части проводится медицинское обследование личного состава. Троих военнослужащих комиссуют, поскольку и у них обнаруживается ВИЧ-инфекция.
О том, что я являюсь носителем вируса гепатита С, я узнал случайно. Один из моих друзей лечился в медсанчасти и посмотрел карты военнослужащих, в том числе и мою. Оказывается, еще в августе у меня обнаружили гепатит С.
Из рассказа Тамары Николаевны:
- Когда я возила сына в центр СПИД в Казань, то выяснила, что помимо него еще у 24 военнослужащих выявлен гепатит С, но почему это так долго скрывали?
На мой запрос в Приволжско-Уральский региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий был получен ответ: "Степень годности военнослужащих к дальнейшей военной службе определяет военно-врачебная комиссия. По результатам эпидемиологического обследования возможных причин возникновения и распрост-ранения заболевания в части не выявлено. Вероятной причиной данного случая может являться недостаточный контроль призывников на носительство вирусных гепатитов".
РУКИ НАДО БЫЛО МЫТЬ!
Вообще-то, призывники, у которых выявляется гепатит С, не подлежат призыву. Так нам объяснили в республиканском военкомате. Значит, и военнослужащие с аналогичным диагнозом должны быть комиссованы. О какой же "степени годности" тогда идет речь в ответе руководства МЧС?
Да, можно предполагать, что кое-кто из призывников изначально являлся вирусоносителем в скрытой форме, а в армии это проявилось. Но тогда (учитывая широкую распространенность этого заболевания среди молодежи) в вооруженных силах должны быть предусмотрены все меры, пресекающие передачу вируса.
Если верить ответу руководства округа, то таких путей передачи просто не было в части. Или это исключительно вина самих солдат.
В ответе на официальный редакционный запрос и.о. начальника округа Ю. Нарышкин сообщает: "Допускались случаи несоблюдения личной гигиены вследствие низкой культуры общежития — пользования одним на всех бритвенным прибором".
Вот, оказывается, в чем причина! Призывники у нас ну совсем темные, ни о каких правилах личной гигиены знать не знают!
Из рассказа Алексея:
- Когда мы находились в "учебке", нас заставили побриться наголо. Ну а поскольку мы сидели "на карантине", то выходить за пределы здания куда бы то ни было, даже до армейского магазина, запрещалось. Так случилось, что на 150 человек было всего 3-4 бритвы. Брились по очереди.
Как выяснилось позже, некоторые из призывников знали, что у них гепатит С. Тем не менее это не смутило призывные комиссии, и парни оказались в армии.
Что ж, этому факту удивляться не приходится. Выполняя план по призыву, в армию "загребают" всех подряд — и здоровых, и больных. Печально, но факт: по истечении срока службы (а то и раньше) здоровых почти не остается. И даже если факт нездоровья установлен, то это совсем не значит, что военнослужащего тут же комиссуют.
До вынесения вердикта военно-врачебной комиссии Алексея поместили в медсанчасть. При этом почти тюремный режим: минимум контактов с сослуживцами и матерью. Парень вдруг стал почему-то опасным для окружающих. А между тем ЧП в части по заявлению матери заинтересовались в военной прокуратуре.
Поздний звонок в Ижевск вновь растревожил сердце Тамары Николаевны. Сын настойчиво просил приехать, при этом ничего не объяснял.
Увидев его, она все поняла сразу, никаких объяснений не потребовалось.
АТУ ЕГО, АТУ!
Из заключения судебно-медицинской экспертизы: "Ночью, со слов Алексея N., 12 апреля 2003 года ему нанесли побои в санчасти. Удары наносили руками по телу, по грудной клетке, душили веревкой. Жалобы на боли в поясничной области, в области спины, при кашле боль в области грудной клетки. У пострадавшего имеются повреждения характера ссадин на шее, кровоподтеки и ссадины на задней поверхности грудной клетки, кровоподтеки на обеих верхних конечностях".
Был ли смысл искать тех, кто побил сына? Стоило ли обращаться к руководству части, требуя разъяснений происшедшего?
Тамара Николаевна уже знала (была научена горьким опытом), что ничего, кроме хамства, наглой лжи, в ответ не услышит. Она улучила момент и быстро вывела сына за территорию части. Дальше было все, как в детективе: план-перехват, погоня, быстрое переодевание Алексея в штатское...
Вот уже больше двух месяцев они ждут документов из части. Ну в самом деле, солдат должен быть комиссован. С таким диагнозом путь в армию закрыт. Молчит пока и военная прокуратура.
***
Мы не знаем, как сложилась судьба у остальных 23 военнослужащих, ставших по вине армейского разгильдяйства больными людьми. Призыв идет за призывом, и свеженькие новобранцы отправляются служить в эту самую часть МЧС в Набережных Челнах...
Елена Зайцева, "Совершенно конкретно" (Ижевск)