Аттракционы, которые призваны развлекать и доставлять удовольствие, могут стать орудием убийства. В Читинской области на надувном батуте погибла 4-летняя девочка. Плохо закрепленный батут, установленный во дворе школы, опрокинуло сильным порывом ветра. Семеро детей выбросило на бетон. Аттракцион был открыт без разрешения и документов, подтверждающих его безопасность.
В России 30 млн. человек ежегодно развлекают себя катанием на каруселях, «американских горках» и колесе обозрения. Однако государство не контролирует эксплуатацию аттракционов, а закон, где прописаны требования безопасности, до сих пор не принят.
В апреле 2004 года в Москве в парке культуры и отдыха «Лианозово» рухнул аттракцион «Сюрприз». В больницы попали 13 человек - перелом позвоночника, разрыв селезенки, сломанные ноги и руки. Некоторых пострадавших хирургам пришлось буквально сшивать по частям.
На прошлой неделе вступил в законную силу приговор владельцу карусели Павлу Сахнову, который знал, что аттракцион безнадежно устарел. Бутырский суд еще в апреле этого года вынес бизнесмену неожиданно суровый вердикт - 4 года в колонии, а Мосгорсуд, где рассматривалась кассационная жалоба обвиняемого, не захотел смягчать приговор.
Именно после этого случая в Москве решено было создать специальное подразделение в рамках Мосгостехнадзора - инспекцию по надзору за аттракционной техникой, которая приступила к работе 1 апреля 2005 года. Она следит за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией всех без исключения механизированных аттракционов в Москве - каруселей, «американских горок» и колес обозрения, а их сейчас насчитывается около 650.
Аналогичной службы федерального уровня в России нет. До 2002 года эксплуатацию аттракционов контролировало Министерство культуры РФ. Однако 5 лет назад республиканская и межобластная инспекции, в чьем ведении находился этот вопрос, были упразднены. Более того, на сегодняшний день такая потенциально опасная техника как аттракционы не входит в перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации.
«Наличие сертификата означает, что данное изделие прошло все государственные испытания на соответствие стандартам качества и безопасности. Однако сейчас сертификации не подлежит ни производство аттракционов, ни их распространение. То есть любой желающий может обратиться на завод с просьбой изготовить аттракцион, а потом его продать. И если впоследствии карусель упадет, продавцу ничего не будет», - рассказал «Правде.Ру» начальник инспекции по надзору за аттракционами Мосгостехнадзора Владимир Бачурин.
Владелец аттракциона может только по своему желанию предоставить его для проверки на соответствие стандартам. Как отметил вице-президент Российской ассоциации парков и производителей аттракционов (РАППА) Борис Рабинович, несмотря на то, что проводить сертификацию имеют право только фирмы, аккредитованные при Ростехрегулировании (Госстандарте РФ), это требование реализуется далеко не всегда.
По данным РАППА, в России работают около 8 тыс. аттракционов. Значительная их часть выработала свой ресурс, но в ассоциации утверждают, что сейчас идет интенсивное обновление парка, что подтверждают результаты продаж на ежегодных тематических выставках.
Двухлетняя работа инспекции Мосгостехнадзора дала свои результаты. Так, в течение 2006 году на столичных аттракционах не произошло ни одной аварии. Сейчас безнадзорных каруселей нет, и даже аттракционы-гастролеры в передвижных парках развлечений находятся под контролем.
Чтобы начать работу, карусели должны пройти техническую проверку в специализированных организациях, которые имеют лицензию Ростехнадзора. Тем, кто прошел проверку и предоставил все необходимые документы, Мосгостехнадзор выдает регистрационный номерной знак с указанием кода региона и надписью «Мосгостехнадзор», а также талон-допуск на эксплуатацию со сроком действия. По внешнему виду и функциям они схожи с автомобильными номерами и талоном техосмотра. Без них не имеет права работать ни одна карусель.
«Получить талон-допуск Мосгостехнадзора должны все аттракционы - независимо от форм собственности, стационарные и передвижные, российские и зарубежные, даже если они на один день приехали. Например, если в День города устанавливаются аттракционы на Васильевском спуске, мы узнаем, есть ли на это разрешение управы, выезжаем на место и осматриваем карусели, их при нас дополнительно испытывают, и только тогда мы разрешаем их работу», - отметил Владимир Бачурин.
Знак италон-допуск должны висеть на видном месте. Допуск дается сроком на год, поэтому «пассажиры» каруселей должны смотреть, до какого месяца действует разрешение. Если посетители парков заметят какое-либо нарушение - отсутствие регистрационного знака или талона-допуска, или захотят получить справочную информацию, они могут с 9 до 18 часов обратиться в Мосгостехнадзор по телефону «горячей линии»: (495) 633-73-10.
В настоящий момент в Москве зарегистрировано 656 аттракционов – стационарных и передвижных, из них порядка 120 пока не допущены к эксплуатации. Среди тех, которые не имеют допуска, часть сейчас проходят техническую проверку, около 40% ожидают получение талона-допуска, остальные просто «законсервированы».
Инспекторы Мосгостехнадзора примерно 2 раза в месяц «навещают» каждый аттракцион и осматривают его состояние, условия эксплуатации, следят за ведением журналов учета и операторами, проверяют, прошли ли они инструктаж и, вообще, не в подпитии ли находятся. Примерно треть аттракционов в Москве - старше 10 лет. К таким «старичкам» применяются особые методы проверки в специальных лабораториях.
Хотя парковый сезон приходится на май-сентябрь, многие аттракционы в соответствии с инструкцией завода-изготовителя могут эксплуатироваться в среднем от минус 15 до плюс 40 градусов. В столице примерно 70% аттракционов работают круглый год, тем более, что многие из них установлены в закрытых помещениях – торгово-развлекательных центрах и т.д.
Но даже тех усилий, которые предпринимает столичная инспекция по надзору за аттракционами, недостаточно. Она следит только за эксплуатацией устройств, при чем только с двигателями и моторами. Во время технической проверки изделие обследуется на соответствие тем нормам, которые заложил завод-изготовитель. Однако, как уже отмечалось, надзор за самими производителями и продавцами в стране не осуществляется.
То есть, конечно, есть различные нормативные документы и ГОСТы, в соответствии с которыми должна производиться техника, но федеральной инспекции по надзору нет.
Решить проблему в комплексе и на государственном уровне призван федеральный закон «О специальном техническом регламенте «Безопасность аттракционов и устройств для развлечений», основным разработчиком которого является РАППА. Он был внесен в Госдуму РФ в 2006 года, а оттуда передан в Министерство промышленности и энергетики в Департамент технического регулирования, да так и застрял в недрах экспертных комиссий на согласовании.
В этом документе прописаны требования безопасности при проектировании, изготовлении, эксплуатации и утилизации аттракционов, а также оговорены вопросы обязательной сертификации, государственного надзора и ответственности за нарушения.
Как отметил вице-президент РАППА, сейчас аппарат правительство готовит спецтехрегламент к передаче в Госдуму, однако когда именно это произойдет, никто сказать не может.
Закон позволит контролировать безопасность аттракционов по всей цепочке - от разработчика, изготовителя и продавца до владельца и прокатчика. И как надеются разработчики, значительно снизит для россиян риск отправиться из парка развлечений в больницу.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.