Чтобы удешевить строительство дорог, предложено уменьшить размер ширины полос на российских автомагистралях с нынешних 3,75 метра до стандартов ряда других стран — в Японии и Германии ширина полосы, например, всего 3,5 метра. Что ж, инициатива вполне здравая и экономии средств на "вторую беду России" действительно будет способствовать. Но тут призадумались российские эксперты: а не приведет ли более узкая полоса к уменьшению безопасности на наших дорогах?
Руководитель государственной компании "Российские автомобильные дороги" ("ГК Автодор") Сергей Кельбах, выступивший с предложением о более узких полосах движения на строящихся российских автотрассах, безусловно, специалистом в своем деле является, чего уж там. И если он что-то предложил, это явно продуманно. В дорожно-строительной отрасли он уже много лет, и предложение его звучит вполне профессионально.
Казалось бы, 25 сантиметров на трассе — какой пустяк? Но тут как бы встревожились российские водители: по мнению многих из них, четверть метра — это таки-многовато. Автор этих строк побродил по "шоферским" и "автолюбительским" интернет-форумам и обнаружил, что совсем недавнее предложение главы "Автодора" уже активно комментируется. И вот какие мнения есть среди прочих:
"Гоняю тяжелые трейлеры в России из Европы много лет. В той же Германии (дороги там, считаю, самые лучшие в обитаемой Вселенной) первое время приходилось как-то приспосабливаться к более узкой ширине полосы на отдельных участках скоростных автобанов. Для любителя, наверное, почти незаметно, а для дальнобойщика все-таки ощутимо. Вилять на трассе становится опасным. Я-то раньше привык к убитым, но более широким дорогам. Если считать наши метровые и больше обочины, куда в случае чего можно "вильнуть", то в Германии сразу врежешься в ограждение автобана. Мелочь, но нервы портило. Сейчас привык".
"Если уменьшать у нас ширину полосы, то и новые дороги надо оснащать совершенно новыми дорожными знаками. Что тоже влетит в копеечку. И экономия на стоимости строительства трассы может быть не такой ощутимой, как кажется".
"На Западе немилосердно штрафуют за курение за рулем, за разговоры по мобильнику и так далее. Там водители дисциплинированнее. С нашим шаляй-валяйством уменьшать ширину скоростной полосы даже ненамного — по-моему, означает увеличить число ДТП".
"Да мы просто привыкли к нашим трассам. Переучиваться всем надо будет долго, несколько месяцев, а то и лет. Себе дороже!".
Не буду как-то комментировать записи на "автомобильных" интернет-форумах (которых обнаружил, кстати, аж несколько десятков), хотя за рулем уже добрых полтора десятка лет и свое мнение имею. Обращусь к мнению людей, которые на себе испробовали и российские, и западные дороги.
Читайте также: Эй, Прошанов, ты место свое и полномочия знаешь?
Депутат заксобрания Таймыра, бывший ведущий сотрудник "Архавтодора" Геннадий Дульнев в беседе с корреспондентом "Правды.Ру" отметил, что подобные предложения должны в России выноситься на общественное обсуждение. Несомненные плюсы от уменьшения ширины полос строящихся дорог (ведь не будешь же специально выковыривать асфальт с обочины уже имеющихся) все-таки есть. И главный из них — реальное уменьшение стоимости строительства.
Но более узкая, чем на скоростных автотрассах категории I А, I Б, и I В (3,75 метра) стандартная полоса на дорогах обычного типа (нескоростных трассах категории II) и без того составляет 3,5 метра. Даже при четырехполосном движении. А таких трасс в России строится, если уж не большинство, так весьма значительная часть. А на дорогах категории IV (их тоже у нас строится много, в основном в провинциях) вообще ширина стандартной полосы допускается всего лишь три метра. Так что ничто не ново.
Известный писатель и журналист Сергей Апрелев, изрядно поколесивший за рулем по дорогам и трассам полутора десятка стран на четырех континентах, отметил, что "перестраиваться" с российских трасс на другие, заграничные, которые несколько уже, русскому водителю бывает порой непросто. Что вполне может сказаться на безопасности движения. В этом случае уменьшение ширины полосы даже на четверть метра — фактор, влияющий на безопасность движения. Но если такое решение будет принято, то необходима активнейшая пропаганда новшества и призывы к общественности тщательнее соблюдать правила дорожного движения и скоростные режимы. В общем, готовность российских водителей к уменьшению полосы движения не так однозначна…
Доцент кафедры промышленного и гражданского строительства филиала Арктического государственного университета Виталий Николаев, занимавшийся много лет строительством как раз российских дорог, в разговоре в корреспондентом "Правды.Ру" заявил, что экономия от сужения полосы будет не такой уж и внушительной, как ожидается. Насыпь, отвалы, кюветы, подложка, прослойки полотна и так далее — все эти факторы не сильно удешевятся при сужении полотна на 25 сантиметров на вновь возводимой трассе. Ну, а экономия конкретного асфальта — она-то будет, конечно. Нетрудно подсчитать, на сколько процентов. Но цифры не кардинальные.
А сотрудник одного из региональных отделений самого "Автодора", просивший не называть его фамилию в публикации, вообще отнесся к идее своего начальника довольно скептически. Сама идея Сергея Кельбаха, по его мнению, весьма полезна. Но вот для того, чтобы переделать огромную массу технологических документов, проектов, стандартов и так далее, нашей российской бюрократии понадобится не год, не два и не три, а гораздо больше. Он даже сиронизировал: при перепрофилировании стандартов строительства автотрасс у нас в России можно будет бумагами все российские дороги уложить. Ну что ж, тоже точка зрения…
Напомню, что, по информации из автомобильных справочников, общая протяжённость российской сети автодорог общего пользования федерального, регионального и местного значения оценивается в 1,1 миллиона километров. Да не так уж и много, если разобраться, для нашей бескрайней страны…
Ну и напоследок, снова информация из всезнающего интернета. Не сомнений ради, а для полноты информации для. Сергей Валентинович Кельбах, предложивший накануне сужать новые дороги, это, по полному наименованию должности — председатель правления государственной компании по развитию сети ПЛАТНЫХ автодорог "Автодор". Существует организация лишь с 17 июля 2009 года, когда президент Дмитрий Медведев подписал федеральный закон № 145-ФЗ года.
Читайте также: В США есть дураки, но нет плохих дорог
Критерии определения дорог, подлежащих передаче Росавтодором под управление ГК "Автодор", в явном виде были достаточно четко не определены — пишет всезнающая Википедия. Однако исходя из уставных задач госкомпании, а также списка дорог, уже находящихся под её управлением, можно предположить, что это в первую очередь дороги, трафик которых относительно легко можно коммерциализировать — пишет интернет-энциклопедия.
Это, например, федеральные трассы М1 "Беларусь", М3 "Украина", М4 "Дон". Под эгидой "Автодора" проектируются и строятся скоростная трасса М11 (Москва — Санкт-Петербург) и А113 (Центральная кольцевая автомобильная дорога).
Ни на что не намекаю, но, кажется, основная масса российских водителей может не волноваться. "Узкие" полосы на трассах у нас, скорее всего, будут (если, конечно, будут) в первую очередь на вышеуказанных объектах. А до остальной необъятной России это когда еще дойдет… Хотя дело само по себе стоящее.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.