Деловой этикет: язык мой — враг или друг

Одно из непременных условий профессионального успеха — культура речи, умение грамотно писать и говорить. «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты», — гласит пословица. Но, уточню, достаточно просто сказать что-нибудь, и будет понятно, что вы из себя представляете. Неправильное употребление слов, неверное ударение, скудная речь — говорят (а точнее кричат!) о серьёзных пробелах в вашем образовании, низком уровне интеллекта.

В сфере делового общения неуместны жаргонные словечки, сленговые обороты, обращения «лапочка», «зайка», «рыбка» и тому подобные, их следует исключить из своей речи.

Говорите грамотно. Иначе сказанное вами «созвОнимся» выдаст вас с головой. Запомните: по телефону звонЯт, она позвонИт, мы позвонИм, позже созвонИмся, телефон звонИт, когда вы мне позвонИте. Кстати сказать, колокола тоже звонЯт, а не звОнят.

Правильно произносите слово «договОр», во множественном числе — «договОры», «договОров» и т.п. Замечу, что последние издания словарей допускают «договорА». Однако с пометкой — «разговорный вариант», а это образованному человеку ни к чему.

Обратите внимание на употребление слов «цена» и «стоимость». Не бывает «подорожания цен». Цены на товары могут повыситься, ну или, в крайнем случае, понизиться. Цены могут даже падать, взлетать, расти. Дорожать или дешеветь может всё что угодно, но не цены — только товары. Аналогично со «стоимостью». Она может повышаться или понижаться. Как и цена, стоимость может колебаться, стабилизироваться, падать. Но быть дешевле или дороже цена и стоимость не могут!

Со словом «деньги» — отдельная история. Правильно: нет дЕнег, к деньгАм, располагаю деньгАми, говорить о деньгАх. Однако совсем недавно нормой было произношение дЕньгам, дЕньгами, о дЕньгах. Сегодня в словарях такие варианты помечены как устаревающие.

Существует заблуждение и по поводу произношения слова «квартал». Кое-кто считает, что ударение в этом слове зависит от значения. Часть города, ограниченную несколькими — обычно четырьмя — пересекающимися улицами — они называют «квАрталом». А четвёртую часть года, три календарных месяца, называют «квартАлом». Однако правильно во всех значениях слова говорить «квартАл». На этом настаивает словарь русского словесного ударения.

Правильное употребление этих слов — самый простой способ прослыть образованным человеком.

Чтобы быть понятым, говорите внятно, чётко, не торопитесь, но и заснуть, слушая вас, собеседник не должен. Темп разговора должен быть взаимокомфортным, а речь — мелодичной, логически выстроенной, чуть на низах, с паузами. Следите за дикцией. Дорожите временем партнёра, не разглагольствуйте на отвлечённые темы, не увлекайтесь многословием. Фразы должны быть достаточно короткими, мысль точной и ясной, без недомолвок и двояких толкований.

Обратите внимание на мнение психологов. Специалисты утверждают, что самое главное и приятное слово для любого человека — его имя. Если вы при встрече непринуждённо произнесёте имя человека — вы сделаете приятный и производящий выгодное впечатление комплимент. Кроме того, все будут знать, что у вас блестящая память.

Другой важный аспект нашей речи — голос. Это инструмент, которым необходимо научиться правильно пользоваться. Он способен по-разному окрашивать высказывания, порой совершенно меняя их смысл. Громкость, тембр, темп, ритм, паузы, дыхание составляют информационность интонации, из которой складывается впечатление и мнение о собеседнике. Старайтесь «улыбаться глазами», тогда ваш голос приобретет доброжелательную, мягкую окраску. Как средство эмоционального воздействия на человека «улыбка глазами»— эффективное оружие!

Работая над своим профессиональным ростом, позаботьтесь и о совершенствовании своей речи. Если у вас есть проблемы с дикцией, обратитесь к логопеду. Не экономьте, имидж делового человека — это часть его бизнеса.

Об особенностях телефонного разговора и правилах написания деловых писем поговорим в следующих статьях.

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Гульнара Кирпичева
Гульнара Кирпичева — корреспондент новостной службы Правды.Ру.
Обсудить