Официально зарегистрированное число людей с ВИЧ в России — около миллиона. В возрасте 30-35 лет каждый 25-й россиянин инфицирован ВИЧ. Врачи говорят об эпидемии. Звучит страшно, но эпидемия СПИДа была, например, в Австралии, а теперь она бодро рапортует, что проблема решена. О мерах, которые должны быть приняты, в прямом эфире видеостудии Pravda.Ru рассказал академик Вадим Покровский, замдиректора Центрального института эпидемиологии, директор Федерального центра про профилактике и борьбе со СПИДом.
— Какова смертность больных СПИДом в России?
— Начиная с 1987 года, когда был выявлен первый российский гражданин, больной СПИДом, за 28 лет умерло 230 тысяч человек. Часть этих людей погибли от:
но не менее половины — непосредственно от СПИДа.
В 2015 году скончались 30 тысяч ВИЧ-инфицированных россиян. Это примерно на три тысячи случаев больше, чем в 2014 году. Средний возраст смерти от СПИДа среди в нашей стране сейчас составляет 35 лет. То есть проблема является уже более чем актуальной.
— Как люди могут защитить себя? Для защиты от внутривенного инфицирования мы можем рекомендовать: "Не употребляйте наркотики, не используйте многоразовые шприцы". Но если у нас 40 процентов заразившихся женщин имеют одного полового партнера и узнают свой диагноз при беременности — что тут посоветовать? Не выходите замуж? Не рожайте детей?
— В разных странах эпидемия приобретает разную форму.
У нас, за вычетом 56 процентов наркоманов, остается 44 процента тех, кто, как правило, получает вирус при половых контактах, — большей частью с людьми, когда-либо употреблявшими наркотики.
Но заражение идет уже и чисто гетеросексуальным путем в очень благополучных социальных группах. Больше всего страдают экономически активные граждане. В возрасте 30-40 лет, например, у нас 3 процента мужчин и 2,5 процента женщин инфицировано ВИЧ.
Что делать нашим женщинам, которые выходят замуж за 30-35-летнего мужчину? Шанс заразиться очень высок, поскольку в этом возрасте один из 25 россиян инфицирован ВИЧ.
Поэтому рекомендация такая: пока не знаете, инфицирован ли ваш партнер, пользуйтесь презервативами. Пока самое надежное средство защиты — это презерватив. Прежде чем практиковать незащищенный секс, пройдите совместное обследование.
— Есть ли какие-то возрастные границы, когда можно уже не опасаться инфекции?
— Не надо думать, что СПИД опасен только молодым. В нашей стране был случай, когда 92-летний мужчина заразился половым путем. "Тряхнул стариной" с цыганкой-наркоманкой…
Это тенденция — уровень жизни растет, научные достижения продлевают сексуальную активность. Мужчины используют стимуляторы, женщины выглядят прекрасно даже в пенсионном возрасте. Поэтому рост заболеваемости среди женщин старше 45 лет сейчас отмечается во всех странах — они думают, что не входят в группу риска, и не предохраняются.
Я всегда говорю людям: использовать презервативы или нет — это ваш выбор. Борьба с эпидемией требует усилий не только от врачей и государства. Нужно принимать и личные средства защиты.
Если хотите иметь детей, создать прочную семью, — обследуйтесь вместе на ВИЧ-инфекцию. Даже если окажется, что ваш партнер заражен, а вы любите друг друга, — вы сможете жить вместе и иметь здоровых детей.
Но для этого надо будет принимать совсем другие меры предосторожности, нужен прием препаратов. У нас есть способы, как предотвратить заражение ребенка, но об этом надо позаботиться заблаговременно. Поэтому очень важно знать ваш ВИЧ-статус.
— Если человек правильно принимает антиретровирусные препараты, то он может заводить детей, дожить до 70-80 лет. Получается, что он практически ничем не отличается от здорового?
— Да. Эти препараты у нас применяются массово, и принимающие их пациенты доживают до глубокой старости.
Исследования показали, что шансы умереть у человека с ВИЧ, который применяет лекарства, ниже, чем у человека, который не болен ВИЧ, но пьет и курит.
Поэтому стоит задача обеспечить всех наших ВИЧ-позитивных граждан антиретровирусными препаратами. Это сложно, потому что в 1990-е годы у нас было развалено фармацевтическое производство, и теперь здесь главная проблема — деньги на закупку лекарств.
Сейчас рекомендуется начинать лечение всем, как только обнаружилась ВИЧ-инфекция. Но пока из-за недостатка средств мы ориентируемся на старые показания — начинать лечение тогда, когда иммунитет уже находится в угрожающем состоянии.
— Но ведь человек за это время может заразить кого-то еще, и его здоровье уже будет ослаблено…
— Само собой. Поэтому лучше начать лечение всем и сразу, чтобы остановить распространение вируса.
Франция уже выдает лекарство всем желающим, даже не инфицированным ВИЧ. Вплоть до того, что люди, не желающие пользоваться презервативами, перед тем, как пойти развлекаться, могут напиться этих препаратов и не заболеть.
— А эти препараты есть в свободном доступе? Сколько они стоят? Ведь даже если у государства не хватает денег, наверно, люди стремились бы сами покупать эти лекарства, пусть даже продав квартиру…
— Эти препараты, безусловно, есть в свободном доступе, но их надо принимать регулярно всю жизнь. В год лечение стоит порядка 10 тысяч долларов. Поэтому нужна профилактика.
Избежать СПИДа обходится дешевле, чем лечить, тем более, что вылечить его до конца мы все равно не можем.
— У нас традиционные религии выступают против контрацепции. Учить школьников пользоваться презервативами считается тоже не комильфо. Каким образом вы планируете учить людей предохраняться? На улице ловить, на предприятиях?
— Здесь мы строим ловушку себе. У нас чуть ли не преступление — говорить о сексе с детьми до 15 лет.
Сейчас начали говорить о сексе с 9 класса. А на самом деле, к 15 годам уже 20 процентов девушек имеют сексуальный опыт. То есть начинать сексуальное просвещение нужно значительно раньше. Когда именно, это должны решать психологи, но не позже 12 лет, иначе мы получим очень серьезную проблему.
Опыт западных стран показывает, что в плане предотвращения заражений ВИЧ-инфекцией сексуальное обучение эффективно.
Например, страна, где меньше всего ВИЧ-инфекции в Европе, не считая скандинавских стран, — это Германия. Там сексуальное обучение в школе носит обязательный характер, за уклонение от посещения уроков родителей могут наказать вплоть до тюремного заключения. Как результат, в стране менее 100 тысяч инфицированных.
Немецкий опыт, кстати, показывает, что благодаря сексуальному обучению у подростков падает интерес к:
Дети лезут за этим в интернет, потому что им не дают знаний по этой теме, а интернет сейчас — основной источник знаний.
У нас к проблеме СПИДа безответственно относятся не только подростки, но и взрослые. В стране высокая смертность, потому что не хватает препаратов.
А знаете, какая еще причина высокой смертности? Представьте, врач говорит молодому здоровому человеку, что у него обнаружен вирус, и что он теперь должен каждый день принимать горсть таблеток. А человек думает: "Зачем? Я прекрасно себя чувствую!" И не принимает, а лечиться начинает, когда уже поздно.
Читайте по теме также