«Все дети как дети, а этот…» В любом дошкольном детском коллективе есть ребенок, поведение которого не вписывается в рамки: он либо не в меру активен, либо, напротив, слишком пассивен и тих.
Как поступают обычно мамы или воспитательницы? Если ребенок чересчур озорничает, его постоянно одергивают или наказывают, пытаясь силой заставить себя вести «как надо». Результат обычно нулевой. Если же ребенок слишком застенчивый и некоммуникабельный, то от попыток, к примеру, насильно принудить его играть с другими детьми он только еще больше замкнется в себе. О том, как найти подход к ребенку рассказывает детский психолог Наталья Антонова.
- Что же делать, если ребенок устраивает истерики, ломает игрушки, ведет себя агрессивно?
- Иногда детям нужно просто выплескивать накопившийся негатив, ведь они активно познают окружающий мир, а это не только позитивная информация. Хороший способ утихомирить забияку – посадить его на так называемый коврик злости.
Берете обычный коврик, такой, чтобы ребенок мог свободно на нем уместиться, и разрешаете ему делать на нем все, что заблагорассудится – ломать игрушки, кричать, сучить ногами. Но с условием – все это он может делать, не сходя с коврика! Как правило, минуты через три озорник успокаивается.
- А как быть, если ребенок не просто балуется или капризничает, а систематически не подчиняется указаниям взрослых, не может долго высидеть на одном месте, сквернословит, задирает других людей? Сейчас много говорят об индиго – особо одаренных детях, которые якобы отличаются от остальных своей гиперактивностью, расторможенностью…
- Я бы в данном случае сказала, что такой ребенок – педагогически запущенный, и посоветовала бы родителям обратиться за консультацией к психологу. Если же ребенок кидается игрушками и другими предметами в своих сверстников, а иногда объектом «наездов» становятся даже взрослые, то тут можно говорить уже о психической патологии. Это тоже требует консультации специалиста.
- А как быть, если ребенок, напротив, чересчур тихо себя ведет, не умеет общаться с другими детьми?
- В большинстве случаев это просто психологическая особенность. Возможно, ребенок просто не привык к обществу сверстников, потому что постоянно находился среди взрослых, или на него слишком давили.
К примеру, если все время говорить ребенку, что он все делает не так, выглядит не так, и т.д., то у него рано или поздно разовьется комплекс неполноценности. Кстати, дети очень хорошо чувствуют чью-то неуверенность в себе, и такой ребенок обычно становится изгоем, его травят, дразнят, над ним смеются… Естественно, он начинает избегать коллектива.
Чтобы повысить статус такого ребенка в коллективе, педагог может устроить игру в Бабу-Ягу. По условиям игры, Баба-Яга ворует кого-то из детей, а остальные должны его все вместе выручать. «Украденный» ребенок (а на его роль воспитатель как раз и назначает «тихоню»), оказывается таким образом в центре внимания.
Как правило, другие дети после этого начинают лучше относиться к «спасенному», да и сам он начинает чувствовать себя более уверенно. В принципе, если у ребенка нет психических проблем, то все трудности с адаптацией преодолимы.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.