Немногие сегодня знают о жизни и творчестве братьев Пироговых, чьи голоса, талант, вошли в золотой фонд отечественной оперы.
Где еще в мире есть подобное — пятерым родным братьям природа подарила мощные, неповторимые голоса.
Кто бывал на Оке, навряд ли позабудет ее причудливые петли, бесчисленные острова, сочные заливные луга и прибрежные покосы. Эту великую русскую ширь, теплую, золотую синеву. Именно здесь, неподалеку от есенинского Константинова, в селе Новоселки, и жила семья Пироговых.
Пять сыновей и пять дочерей было у Степана Ивановича и Марфы Нефедьевны. Природа щедро наградила всех братьев могучими, чистыми голосами:
Четверо из них стали профессиональными певцами. Причем трое: Григорий, Александр и Алексей — солистами Большого театра.
Основатель династии, Григорий к восемнадцати годам обладал довольно сильным басом. После переезда семьи в Рязань его пригласили петь в церковный хор, который и стал первой музыкальной школой будущего оперного певца. Затем он поступает в музыкально-драматическое училище, после окончания которого, осенью 1909 года, заключает контракт с Императорским Мариинским театром. Уже через год — Григорий — на сцене Большого театра. После блестящего дебюта его принимают в основной состав труппы и доверяют петь ответственные басовые партии.
Григорию повезло: работая на одной сцене с великим Шаляпиным, он тем не менее не затерялся, сумел приобрести всероссийскую известность. Это объясняется,
После эмиграции Ф.И. Шаляпина Григорий Пирогов по праву считался в России басом номер 1.
Во многом благодаря ему стали певцами Михаил, Алексей и Александр. Михаил, обладавший в семье лучшим голосом, был больше известен как знаменитый рязанский протодьякон. По настоянию старшего брата Григория в 1918 году Михаил решает стать оперным певцом. Но так как по церковным канонам выступать на сцене посвященному в церковный сан возбранялось, он идет на аудиенцию к Святейшему Патриарху Тихону, который, рассмотрев его прошение, накладывает резолюцию: “Пой, но без приплясу”.
Михаил становится солистом “Свободной оперы” С.И. Зимина. Но будучи от природы человеком очень скромным, стеснительным, дальше исполнения второстепенных ролей он не пошел. При этом продолжал служить протодьяконом в Богоявленском соборе.У Алексея Степановича Пирогова тоже был очень сильный, красивый голос. Под вилянием “поющих” братьев Алексей идет работать в Большой театр, где и выступает с 1931 по 1948 год.
По свидетельству многих очевидцев, он наряду с Батуриным и Рейзеном, считался одним из лучших исполнителей партии Досифея в опере Мусоргского “Хованщина”. Пел партию Митьки Коршунова в опере Дзержинского “Тихий дон”...Самый младший, Александр Пирогов, также выдвигается в ряд ведущих оперных исполнителей — на сцене Большого театра исполняет ведущие басовые партии — Бориса Годунова, Мефистофеля, Ивана Сусанина...
Не забывает и о русской народной песне — сыну рязанского крестьянина она особенно дорога. Как-то на концерте Александра Степановича присутствовал Буденный, в знак благодарности за изумительное исполнение он подарил певцу... лошадь. Александр передарил эту лошадь на свою родину — местному совхозу. Одним из первых он стал народным артистом СССР, получил Сталинскую премию...
Только побывав на Оке, начинаешь понимать, почему Пироговы стали петь: здесь какая-то особенная синь...
Да, щедра земля русская на таланты. Тем и велика, непобедима! Какие бы жестокие ветры ни обрушивались на нас, какие бы невзгоды ни выпадали, стоит Русь, подпирает синеву, одаривает весь мир и светом, и песней... Стоит и будет стоять – главное не растерять, не забыть: кто мы, откуда взялись, где исконные начала нашей крови, нашего духа...
Сергей КАРГАШИН.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.