Кроме борьбы с терроризмом и иноземными разведками в поле зрения чешской секретной службы попадают также “группы, представляющие анархистские, националистические и панславистские взгляды”.
Слова в кавычках принадлежат новому “строго секретному” годичному отчету БИС — Службы информации и безопасности Чешской Республики, короче говоря, контрразведки. Отчет, подготовленный для правительства, по традиции “случайно” попал в прессу, на сей раз в газету “Право”, которой удалось заполучить документ раньше, чем его успели обсудить господа министры.
Борьба с анархизмом известна любой секретной службе. Слежка за “националистическими группами” стала специфической работой нынешней чешской контрразведки после того, как в Чехии появились патриотические организации, выступающие против немецкого реваншизма и против уступок пражского правительства великодержавной дипломатии немецких соседей, пытающихся подвергнуть ревизии потсдамские соглашения и другие результаты второй мировой войны в Европе.
Но вот “панславизм” в перечне интересов чешской секретной службы явно новичок. Газета “Право”, к сожалению, не уточняет, какие именно “панслависты” угрожают современному чешскому режиму и о каких “группах, представляющих панславистские взгляды”, идет речь. Как говорится в энциклопедии, “панславизм” — это идея объединения славянских народов под эгидой русского царя в конце XVIII — начале XIX веков. Он считается реакционным течением, не имеющим ничего общего с ХХ веком, тем более с европейской современностью.Заправилы чешской секретной службы, может быть, и не знают этих тонкостей международной истории, но почерк современных чешских шпиков угадать нетрудно.
Ведь совсем недавно в Праге состоялся Всеславянский съезд, который, несмотря на официальный бойкот чешских властей, привлек к себе внимание многих международных кругов. Чешские власти, за исключением спикера нижней палаты парламента Милоша Земана, встретили этот международный форум в штыки. Они не оказали съезду, в котором приняли участие 500 человек, в том числе почти 300 гостей из-за границы, ни малейшей государственной поддержки.
Больше того, президент, премьеры (Клаус и Тошовский), министры иностранных дел (Желенец и Шедивый) и другие государственные мужи дали понять, что не разделяют когда-то популярные в Чехии идеи славянской взаимности, проповедниками которых были президенты Т.Г.Масарик и Эдвард Бенеш и другие великие сыны Чехии.
Словом, чешские власти дали однозначно понять, что гражданская инициатива — провести в Праге снова, спустя 150 лет после исторического первого Славянского съезда 1848 года, новый подобный форум не совпадает со стремлением чешских властей во что бы то ни стало попасть в НАТО. Вот почему сторонники славянского единства, политического, экономического сотрудничества славянских народов стали новым объектом интереса новоявленных чешских “бретшнайдеров”.
Директор секретной службы Карел Вултерин, чья подпись стоит под отчетом, обращает свое внимание, как свидетельствует газета “Право”, также на деятельность “специальных служб некоторых государств — республик бывшего Советского Союза”, задачей которых якобы является не только приобретение информации об обстановке в Чешской Республике, но и “содействие определенным интересам своих правительств посредством самых различных методов, например в вопросе о вступлении Чехии в НАТО” (подчеркнуто мною. — З.Г.).
Но это еще не все. В Чехии, по утверждению авторов упомянутого отчета, существуют и “экстремистские организации”, о которых в этом документе говорится, что они являются составной частью левых сил, питающихся из источников “коммунистической идеологии бывшего режима”. Газета “Право” уже без кавычек добавляет, что, по мнению секретной службы, цель этих “экстремистов” — восстановление некоего тоталитарного режима.
Вот почему в Чехии сторонники славянского единства попали в разряд “вредных” для нынешнего истеблишмента “экстремистов” и оказались в одном списке с анархистами.
Зденек ГОРЖЕНИ.
Прага.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.