Резкое ухудшение жизни и обострение социальных проблем отразились на состоянии армянской семьи. Сократилось число зарегистрированных браков, возросло число официальных разводов, увеличилось количество гражданских браков и число семей, находящихся в фактическом разводе.
Чем объясняется нежелание некоторых семей оформлять брак? Как относятся в Армении к матерям-одиночкам? Почему сегодня женщина чаще находит работу, чем мужчина? Насколько весомы в сознании армянского общества факторы любви: и духовной близости?
На эти и другие злободневные вопросы из жизни современной армянской семьи по просьбе корреспондента “Правды” Левона Оганесяна отвечает социолог Анна Восканян.
Огромное число мужчин, говорит Анна Восканян, не в состоянии содержать семью, поэтому многих женщин устраивает статус матери-одиночки, так как даже мизерная поддержка государства более весома, чем то, что может предоставить законный муж. С 1991 г. число матерей-одиночек в Армении возросло на 30 процентов, хотя многие из них фактически имеют мужа.
Мать-одиночка воспринимается как аномальное и аморальное явление. В массовом сознании женщина не воспринимается как самостоятельная личность. Только наличие мужа обеспечивает ей законность таких естественных проявлений, как любовь и материнство. Но в нынешних условиях, когда число женщин, в том числе и среди молодежи, значительно превышает число мужчин, количество матерей-одиночек будет расти.
Развод с материально обеспеченным мужем воспринимается как нелепость: а то, что между супругами нет любви и уважения, не рассматривается как аргумент к расторжению брака. При всем ханжестве нашего общества одинокая женщина, имеющая богатого любовника, даже если он женат, а женщина его не любит, найдет понимание у близких и соседей, а отношения, которые, по сути, являются завуалированной формой проституции, могут стать даже предметом зависти.
Тут все понятно — время тяжелое, надо жить. В то же время отношения двух любящих, духовно и душевно близких людей, которые по каким-то причинам не вступают в брак, неизменно вызовут пересуды, если мужчина беден. Тут окружающие сразу вспомнят о моральных устоях.
Мужчина, безусловно - авторитет и властелин, этими привилегиями он пользуется исключительно в силу своей половой принадлежности. Его единственное назначение — зарабатывать деньги, образ женщины складывается в основном из обязанностей — рожать и воспитывать детей, заниматься хозяйством. Ее интересами легко пренебрегают, заранее оговаривая, что такова ее доля. Отсюда, если мужчина, даже в силу объективных условий, не может обеспечить семью, он воспринимается как личность ущербная, женщина, которая не может родить ребенка, не нужна. Это уже две типичные причины развода.
Трафарет, как видим, подавляет индивидуальное, человеческое, зачастую лишает личность возможности адекватно реагировать на сплошные и изменяющиеся условия. Характерная черта нашей национальной психологии — неумение решать проблемы на всех уровнях. Если они возникают в семье, мы долго несем на себе их бремя, потом ломаем семью. Молчаливо принимаем проблемы в обществе, а когда становится невмоготу, оставляем Родину.
Сложные условия, в которых женщина жила веками, давление, которое она испытывала в семье и обществе, научили ее приспосабливаться и легче перестраиваться. В то же время ложное понимание достоинства, воспитанное в армянском мужчине, лишает его гибкости.
Мужчина в собственном сознании хорош уже сам по себе. И любое движение к самосовершенствованию или отход от привычной жизни воспринимается им как ущемление личных достоинств. Женщина, на которой реально лежит значительно больше обязанностей, чем на мужчине, чтобы найти или сохранить место работы, в 40—50 лет станет охотно обучаться работе на компьютере, изучать английский язык, мужчина же сочтет унизительным обучение в зрелом возрасте. На всех курсах — сплошные женщины, появилось огромное число исключительно женских трудовых коллективов.
Женщины составляют большинство не только в системе здравоохранения и образования, но и в государственных, научных учреждениях, частных фирмах, даже на производстве. Они соглашаются на любую, даже самую тяжелую работу: имея образование, нанимаются прислугой в обеспеченные дома, уборщицами в магазины, делают все, чтобы принести доход в семью. В результате у нас сформировалось общество, в котором женщины работают, а мужчины управляют. То есть семейные традиции проецируются и на государство...
В последние годы в результате трудовой миграции многие семьи де-факто распались, поэтому, подавая на развод, женщина только ставит последнюю точку, формально становясь инициатором развода. Между тем именно мужчина, который чаще нарушает супружескую верность, подводит ее к этому решению.
Многие армяне, находясь подолгу в отъезде, заводят вторую семью. Мы располагаем статистическими данными по России, где трудовая миграция значительно ниже, чем у нас. Но всего лишь одна пятая часть русских мужчин, уезжая на заработки, заводит вторую семью. Дело в том, что семья — форма существования армянина, место, где он получает привычный уход и заботу.
Ведь армянский мужчина — баловень судьбы, с детства он пользуется особыми привилегиями, практически лишен каких-либо домашних обязанностей.
Оставшись один, он оказывается совершенно беспомощным и даже не может себя обслужить. Он привык к няньке. Выйдя из-под опеки матери, он тут же оказывается под крылышком у жены и продолжает жить в тепличных условиях в русле своего привычного имиджа избалованного и деспотичного ребенка.Оставшись без мужской поддержки, женщины берут на себя все заботы о семье, в том числе и о родителях мужа. Они работают, не гнушаются никаким заработком, одни справляются со всеми проблемами и своим психологическим состоянием, учатся обходиться без мужчин. Мы — свидетели процесса, когда Армения становится страной амазонок.
Левон ОГАНЕСЯН.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.