Судьба Тины Модотти, выдающегося фотохудожника нашей эпохи

Жизнь Тины Модотти, мастера фотографии 20-30-х годов (выставка ее работ открылась недавно в берлинском Доме Вилли Брандта, где размещается штаб-квартира Социал-демократической партии Германии), достойна приключенческих романов. В нелегкой судьбе Модотти тесно переплелись Италия, Мексика, Испания и Советский Союз...

Тина — ее полное имя Ассунта Аделаида Луиджиа Модотти Мондини — родилась 17 августа 1896 года в итальянском городе Удине. Спустя год семья Модотти, в которой было шестеро детей, переселилась в Австрию, в окрестности Клагенфурта. В 12-летнем возрасте нужда заставляет Тину пойти на ткацкую фабрику. В 1913 году юная итальянка, подобно многим своим соотечественникам, отправляется искать счастья за океан, в Америку.

Но Соединенные Штаты оказываются отнюдь не раем. Поселившись в Сан-Франциско, Тина перебивается случайными заработками, однако никак не может выбиться из нищеты.Встреча с известным американским фотографом Эдвардом Уэстоном, состоявшаяся в 1919 году, в корне меняет жизнь молодой эмигрантки. Тина начинает пробовать себя на сцене, позирует знаменитому фотомастеру. Она даже пробивается в Голливуд, где снимается в фильмах “Избвление через смерть” “Я могу объяснить”. Но карьера актрисы не привлекает Тину. Она хочет снимать политические фоторепортажи.

В 1923 году Тина вместе с Уэстоном отправляется в Мексику, где делает серию блестящих фотоочерков. Очень быстро ее дом в Мехико становится своеобразным клубом левой интеллигенции. Здесь постоянно бывают художник Диего Ривера, немецкий профессор Альфонс Гольдшмидт, ученый-антрополог из США Франсис Тур, корреспондент американской газеты „Нэйшн“ Карлтон Билс.В июне 1925-го Гольдшмидт основывает организацию “Международная Красная Помощь”, в актив которой входит и Тина Модотти. В те годы работы Уэстона и Модотти кажутся многим журналам слишком левыми. Надежды обоих на то, что им удастся зарабатывать на жизнь продажей фотографий, не оправдываются.

В феврале 1926 года в журнале “Мексикан Фолкуэйс” Тина поместила следующее объявление: “65 фоторепродукций фресок Диего Риверы (формат 16,8 х 18,8 см) — предлагаются по цене 50 центов за штуку”. Признание мастерства и таланта, как это бывает почти всегда, пришло к обоим много позднее, и сегодня их выставки с триумфом обошли столицы Европы и Америки.В том же году Тина знакомится с Александрой Коллонтай, занимавшей тогда пост советского посла в Мексике.

Модотти все сильнее включается в активную политическую жизнь. После казни в США на электрическом стуле Сакко и Ванцетти она вступает в компартию Мексики. В 1928 году создается международный комитет “Руки прочь от Никарагуа”. По заданию этой организации Тина отправляется в Никарагуа, где снимает удивительные по реализму и страстности фоторепортажи о жизни местных крестьян. Тогда же она знакомится с итальянцем Витторио Видали, который становится ее спутником жизни.В Мехико судьба сводит Тину с легендарным вождем никарагуанских повстанцев Аугусто Сандино.

Репортажи Модотти о Никарагуа публикуются во многих ведущих газетах мира. В феврале 1930 года неизвестные устраивают покушение на только что избранного президента Мексики Ортиса Рубио. Власти обвиняют в этом коммунистов и левых. Тину, американского журналиста Билса и мексиканского художника Сикейроса арестовывают, обвиняя в причастности к покушению на главу государства. Мексика разрывает отношения с СССР, и Коллонтай вынуждена покинуть страну. После почти двухнедельного предварительного заключения высылают из страны и Тину. Она возвращается в Европу.Модотти приезжает в Берлин.

В галерее Лотты Якоби с огромным успехом проходит ее выставка. Но вскоре в Берлине появляется Витторио Видали, который работал в Москве, в аппарате Коминтерна. Он убеждает Тину последовать за ним. Так, в 1930-м, начинается ее “русский период”. Витали и Тина вместе с другими коминтерновцами живут в гостинице “Союзная”. Модотти знакомится с Еленой Стасовой, бывшим секретарем Ленина. В 1931 году Тина вступает в ВКП (б). Она работает в аппарате “Международной красной помощи”, выполняя не только открытые, но и секретные и весьма щекотливые поручения. Через эту организацию Советский Союз осуществлял тайную финансовую поддержку иностранных компартий, находившихся на нелегальном положении. Подобные миссии носили рискованный характер.

Под чужим именем Тина совершает поездки в Польшу, Румынию и Венгрию. В Москве она часто встречается с Сергеем Эйзенштейном. Обоих роднит страстная любовь к Мексике.11 мая 1933 года Тину, находившуюся с тайной миссией в Мадриде, арестовывают и высылают из Испании. В Москве на нее обращает пристальное внимание советская военная разведка. У представителей этого ведомства возникает идея использовать Тину в группе Рихарда Зорге, которая уже активно действовала в Китае.

Об этом узнает Стасова. Она прекрасно понимает, чем может закончиться для Тины подобная миссия. Стасова устраивает Модотти командировку в Париж, где та включается в подготовку международной конференции “Женщины против войны и фашизма”.В 1936 году начинается гражданская война в Испании. Тина отправляется в Мадрид, где работает в военном госпитале; Витторио Видале под именем “команданте Карлос” командует интернациональным полком, отличившимся в обороне Мадрида.

Когда в войне наступает перелом не в пользу республиканцев, Тина Модотти организует эвакуацию гражданского населения Малаги. После поражения республиканцев она оказывается в Париже. Ее попытка вернуться в Америку оканчивается неудачей: иммиграционные власти США отказывают Модотти в визе как “нежелательной персоне”.В 1940 году мексиканский президент Лазаро Карденас отменил решение десятилетней давности о высылке Тины Модотти, и она снова оказывается в Мехико. 20 августа Рамон Меркадер убивает жившего в мексиканской столице Льва Троцкого.

На Тину и ее друзей, художников Сикейроса и Риверу, падает подозрение в причастности к этому политическому преступлению. Однако следствию ничего не удается доказать.В 1942 году Тина умирает от сердечного приступа. Ей было всего 46...В сегодняшней России кое-кто пытается забыть о таких людях, как Тина Модотти, приклеив им ярлык “красных”. Но на Западе, в частности в Германии, еще не разучились уважать человека за его убеждения, каковыми бы они ни были.

Это относится и к Тине Модотти — выдающемуся фотомастеру нашего столетия, открывшему для многих Мексику, Никарагуа, Испанию.На открытии берлинской выставки Модотти я познакомился с Кристианой Баркхаузен-Канале, историком, много лет исследующей жизнь и творчество легендарной Тины.

— Я неоднократно работала в московских архивах, в частности в Центральном архиве кино- и фотодокументов, но так и не обнаружила снимков, сделанных Тиной в годы пребывания в Советском Союзе, — рассказала она.

— Однако я склонна полагать, что Модотти в Москве все же снимала, и работы ее сохранились. Вопрос в том, где они сейчас находятся. Может быть, в поисках поможет публикация в “Правде”...

Александр МИХАЙЛОВ.Соб. корр. „Правды“.Берлин.

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Александр Михайлов
Александр Михайлов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить