Санкт-Петербургский педагогический совет-2002, впервые транслировавшийся 27 августа в прямом эфире на канале ТРК «Петербург», больше походил на отлично отрепетированное ток-шоу. А, состоявшийся днем позже в ИА «Росбалт» круглый стол «Образование «по-питерски»: есть ли перспективы?» нагнал тоску. Примечателен лишь тот факт, что участники обоих диспутов дали совершенно противоположные оценки сложившейся на сегодняшний день ситуации в сфере образования РФ.
После просмотра педагогического «шоу» сложилось впечатление, что образование в Петербурге, да и в России в целом а) беспроблемное, б) находится на достаточно высоком уровне в) имеет сугубо положительные тенденции к развитию. Правда, назвать состоявшийся педагогический совет педагогическим как-то язык не поворачивался, особенно если учесть, что ни одного рядового преподавателя или учителя в конференц-зале петербургского Международного пресс-центра, где проходило мероприятие, не присутствовало. Зато представители министерства образования, директора титулованных лицеев и гимназий заливались соловьем, рассказывая обывателям о том, как замечательно претворяются в жизнь новые правила приема в подвластных им учебных заведениях. Обсудили и проблему психологического взаимоотношения учитель – ученик. «Прошлись» по результатам народного голосования на предмет необходимости оказания родителями посильной помощи школе. Дело в том, что большинство петербуржцев, участвовавших в телефонном опросе, предпочли ответ «не можем оказать никакой помощи». Негодование руководителей общеобразовательных учреждений по поводу результатов голосования выглядело более чем странно. Видимо практика «поборов» на ремонт классов или закупку учебников в последнее время приобрела особую популярность. Педагогический совет нажимал на жалость – мол, бюджетных денег не хватает, а проблем - выше головы.
Кстати о такой острой проблеме, как нищенская заработная плата учителей, педагогический совет-2002 лишь упомянул. Губернатор Владимир Яковлев ловко уклонился от обсуждения больного вопроса, применив канцелярский штамп: «Мы делаем все, что в наших силах, зарплата будет повышаться». Вопрос только в том, как скоро и насколько ощутимо она возрастет. Между тем, проблема учительской зарплаты - одна из самых главных. Из-за недостаточного бюджетного финансирования школа сегодня гниет изнутри. Детей воспитывает нищий учитель. Его образ – суровый приговор демократии, ее экономическим реформам.
Российская бюджетная система оплаты труда учителя все больше напоминает социальное пособие. При столь пренебрежительном отношении к педагогическим кадрам любые реформы образования ничего не стоят. Официальная ставка учителя со стажем составляет сегодня 2500 – 3000 рублей, молодого учителя без стажа – 500 – 1500 рублей. Разве реально сегодня прожить на такие деньги? Здесь приведены заработные платы с надбавками, связанными с квалификацией, качеством и условиями труда, выслугой лет, поощрением (премии). Возникает вопрос, а нужен ли учитель российскому государству? Нужны ли нашей стане образованные люди?
Именно к таким неутешительным выводам пришли в ходе долгой дискуссии участники круглого стола «Образование «по-питерски»: есть ли перспективы?». Председатель постоянной комиссии по образованию и культуре Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Леонид Романков заявил, что уровень образования в школах Северной Столицы с каждым годом неуклонно ползет вниз. Губернатор на педагогическом совете утверждал обратное. Конечно, никто из участников круглого стола напрямую не обвинил Владимира Яковлева в том, что он «слегка» ошибся, рассказав многотысячной аудитории петербургских родителей о высоких достижениях и несомненном лидерстве питерской школы в нашей стране. Если только хозяин Смольного не имел в виду, что она лучшая из худших.
Леонид Романков также отметил, что качество образования сегодня оставляет желать лучшего. И связано это не с нехваткой учебников, отсутствием наглядных пособий и т.д., а с проблемой номер один - кадровым обеспечением. По словам профессора, заведующего кафедрой социологии и политологии СПбГУПМ, Владимира Тумалева, учителя сегодня получают настолько низкую зарплату, что не в состоянии удовлетворить самые элементарные потребности. Педагоги теряют интерес к тому, что делают, перестают «выкладываться», и это немедленно отражается на знаниях наших детей. Очень немногие преподаватели сегодня находят в себе силы для того, чтоб подавить обиду на государство, которое действительно поставило их в незавидное положение, и продолжают добросовестно работать. Если они уйдут, это будет катастрофа для школы. Она может рухнуть, поскольку именно на этих так называемых закостенелых все и держится. Дай бог, чтобы они продержались еще хотя бы десять лет и научили молодых учителей, которые, к сожалению идут в школу не охотно, только если не получается подыскать более теплое и сытое местечко.
Подводя итоги педагогического совета и круглого стола можно сделать вывод о том, что чиновники в очередной раз переливали воду из пустого в порожнее. Долго и нудно обсуждая и без того известные всем проблемы. Но каких-либо конкретных предложений о том, где государству взять деньги, чтобы обеспечить достойное будущее российскому образованию, так и не прозвучало.
Анна Радыгина
«ПРАВДА.РУ»
Санкт-Петербург
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.