Возможно, в ближайшие дни Индия подпишет с Россией крупнейший контракт по линии военно-технического сотрудничества: этой стране отойдет так называемый “карманный авианосец” “Адмирал Горшков” - об этом сообщил источник «Правды.Ру» в Российском Агентстве по судостроению. Если контракт не сорвется (в Россудостроении уже боятся сглазить – как бы чего не вышло…), то тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) капитально отремонтируют и модернизируют, переделав взлетные палубы под самолеты МиГ. Раньше на ТАВКР этого класса использовались самолеты с вертикальным взлетом ЯК-38. На верфях Государственного Российского Центра Атомного Судостроения (Северодвинск, Архангельская область) уже устали глядеть на ржавеющий корпус ТАВКР, который уже три года стоит у причальной стенки Севмашпредприятия. В свое время этот “карманный авианосец” пригнали в Северодвинск в надежде продать его сразу же, однако в Индии с покупкой не спешили. Слишком печальна судьба “родных братьев” “Горшкова”, то есть ТАВКРов такого же класса. Явно не вдохновленные их участью, индусы до сих пор колебались. А участь “братьев” “Горшкова” печальна до предела…
Вокруг российских (точнее сказать, бывших советских) “карманных авианосцев” бушуют криминальные страсти. На днях Главная военная прокуратура (ГВП) приняла решение о возобновлении предварительного следствия по уголовным делам, возбужденным по фактам продажи чиновниками Министерства обороны в середине 90-х годов выведенных из состава вооруженных сил пяти вертолетов Ми-8Т в Северную Корею и тяжелых авианесущих крейсеров “Минск” и “Новороссийск” в Южную Корею. Для расследования дел созданы следственные группы из сотрудников ГВП, военных прокуратур Тихоокеанского флота и Дальневосточного военного округа. Решение возбудить следствие было принято в связи с необходимостью проверки новых поступивших данных. Руководить следственными группами на местах, где проводились сделки по продаже военной техники, будут московские прокуроры.
История со скандальной продажей корейцам военной техники была актуальна в 1994-1997 годах. Чиновники министерства обороны (до окончания следствия их фамилии мы, конечно, назвать не можем) заключили контракт с южнокорейской компанией Young Distribution на продажу под видом лома черных металлов выведенных из состава флота тяжелых авианесущих крейсеров “Минск” и “Новороссийск”.
Наиболее скандально звучало следующее обвинение: под видом лома Минобороны намеревалось продать Сеулу достаточно современное электронное оборудование и вооружение, установленные на крейсерах
После публикаций в прессе прокуратура начала изучать дело. В результате следствия выяснилось, что на крейсерах находились суперсекретные радиолокационные, навигационные, зенитно-ракетные и прочие комплексы, различные вооружения и полное техническое оснащение. Видимо, для того, чтобы корейцам было легче разобраться с нашей оборонной техникой, к ней была приложена документация с описанием, порядком эксплуатации и схемами устройств.
Крейсер “Минск” был продан за 4,5 миллиона долларов, а “Новороссийск” – за 4,3. Но, как утверждают специалисты, только цветных металлов, находящихся на кораблях, бесплатно ушло за рубеж аж на 14 миллионов долларов!.
Крейсер “Минск” сейчас стоит в гавани Pearl River Harbor в китайском городе Шэньчжэне. Предприимчивые китайцы за 5 миллионов перекупили его у Young Distribution Corp. и превратили его в корабль-музей и развлекательный комплекс “Мир Минска”. Ежедневная прибыль, которую получают нынешние владельцы корабля, превышает 200 тысяч “зеленых”. Это прибыль от продажи билетов, доходы от ресторанов и сувенирных лавок, а также прочей туристской лабуды. Ежедневно комплекс посещают около шести тысяч экскурсантов.
При проверке в числе прочего выяснилось, что тогдашний министр обороны страны Грачев лично заверил, что с продаваемых кораблей было снято все секретное оборудование, в то время как на самом деле это сделано не было.
Посредниками в сделке выступили бывший начальник тыла ВМФ СССР вице-адмирал Махонин, бывший главком ВМФ СССР адмирал Чернавин, бывший начальник тыла ВМФ СССР адмирал Сидоров, бывший начальник главного управления эксплуатации и ремонта ВМФ адмирал Алпатов.
В уголовном деле также фигурировало имя представителя Центрального управления материальных ресурсов (ЦУМР) и внешнеэкономических связей Минобороны капитана первого ранга Рязанцева, который оформлял на таможне продаваемые корабли. В частности, он предъявлял таможенникам “ликвидационные акты”, свидетельствующие о том, что ТАВКРы прошли тщательную таможенную “зачистку” и, кроме лома черных металлов, то есть остовов корпусов, на них ничего нет.
Также в феврале 1997 года по этому делу проходил бывший командующий Тихоокеанским флотом и бывший начальник Главного штаба ВМФ адмирал Хмельнов. Правда, наказание по трем статьям УК (превышение должностных полномочий, мошенничество в крупных размерах и должностной подлог), включая нецелевое использование финансов, вырученных от продажи за рубеж крейсеров “Минск” и “Новороссийск”, оказалось сравнительно мягким. Военный суд Тихоокеанского флота приговорил Хмельнова всего к 4 годам лишения свободы условно.
В общем, в Северодвинске, памятуя о печальной участи других ТАВКРов, три года в ожидании контракта с Индией берегли “Горшков” от воров и, простите, чиновников министерства обороны пуще глаза – на причале, где стоит крейсер, двойное кольцо заводской вооруженной охраны да еще и спецвахта из числа военных моряков экипажа (они еще не покинули борт корабля).
За то время, пока крейсер стоит у пирса Севмаша, куда он был отбуксирован еще в июле 1999 года, после достигнутых на межправительственном уровне предварительных договоренностей о его передаче Индии, было освидетельствовано подавляющее большинство систем и механизмов, многое изношенное и морально устаревшее оборудование демонтировано. Предконтрактная подготовка была завершена еще в ноябре 2001 года. Побывавшие на Севмаше две высокопоставленные индийские делегации - главного штаба ВМФ и министерства обороны - убедились в этом. Гости из Индии уточняли основные пункты контракта, согласно которому авианесущий корабль должен превратиться в авианосец. Для этого требуется нашпиговать корабль более совершенной акустической, навигационной и иной электронной начинкой, оснастить его оборудованием, обеспечивающим взлет-посадку, удлинить взлетную палубу под новые усовершенствованные палубные истребители МиГ-29К, под противолодочные вертолеты, оборудовать на ней трамплин для самолетов, установить аэрофинишеры. К слову сказать, в этом случае у самолетостроительной корпорации “МиГ” может появиться солидный заказ на поставку нескольких десятков машин.
Похоже, бдения северодвинцев будет вознаграждены “индийским” контрактом. Впрочем… В Россудостроении, поведав хорошую информацию, попросили корреспондента «Правды.Ру» трижды сплюнуть через левое плечо…
На снимке: таким ТАВКР “Адмирал Горшков” бывал в море
Андрей МИХАЙЛОВ,
специально для «Правды.Ру»
Ссылки по теме:
ПРАВДА.Ру:
УТРО.Ру:
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.