На вопросы корреспондента «ПРАВДЫ.Ру» отвечает замечательная женщина, актриса, чьи роли вошли в Золотой фонд Российского кино, Елена ДРАПЕКО . Тем не менее, сейчас Елена Григорьевна является депутатом Государственной думы, Заместителем председателя Комитета ГД по культуре и туризму.
- Елена Григорьевна, почему Вас увлекла политика?
- Мой учитель, профессор Макарьев, один из самых замечательных актеров русской и советской сцены, все время цитировал перефразированные строки великого поэта «актером можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Так нас воспитывали в театральном институте. Актер - это публичная профессия, это профессия, которая предполагает воздействие на людей. В мое время это была профессия, очень уважаемая в обществе. Актеры были властителями дум. Зрители прислушивались к словам, сказанным с экрана, одевались, как артисты, пытались им подражать.
Я всегда относилась к своей актерской профессии как к гражданскому служению. Если вы посмотрите фильмы с моим участием, то вне зависимости от того, играю ли я положительную или отрицательную роль, мне всегда хотелось, чтобы сам фильм говорил людям о главном в жизни - о чести, о родине, о любви, о долге.
Поэтому, когда у нас случилась перестройка и стали разрушаться основы духовности, нравственности (причем мы видели, что это делается сознательно), то перед многими людьми, в том числе и перед деятелями культуры, встала дилемма, с какой стороны баррикады ты будешь. Будешь ли ты смотреть на это все и чувствовать себя небожителем, которого не касается то, что происходит в стране. Или ты займешь какую-то гражданскую позицию. Я выбрала второе.
Я и раньше была достаточно активна. Я была членом Центрального комитета профсоюза работников культуры с 1980 года по 1990 год. Я была вице-президентом Гильдии актеров кино СССР, руководителем Ленинградской организации. Для меня это нормальное состояние, когда я свою профессию рассматриваю как часть моей жизни, а не как всю мою жизнь. Сегодня я не только политик, но еще и преподаватель.
В последние годы, когда началась перестройка, были востребованы мои не только актерские, но и организаторские способности. Меня пригласили работать начальником Управления культуры. Два года (1992-1993 гг.) я была начальником Управления культуры города Ленинграда. Это гигантская ответственность. Через меня проходил очень большой поток финансов, я принимала достаточно серьезные решения. Я считаю, что за те годы мне не стыдно перед моими зрителями. Именно в это время был принят основной закон, который до сих пор сохраняет для нас государственную культуру, это закон о культуре. Он вывел из приватизации все государственные учреждения культуры.
И культуру тоже пытались приватизировать?
- Конечно. В начале 90-х годов, когда началась повальная приватизация, к нашим учреждениям культуры тоже потянулись жадные руки приватизаторов. Они говорили: «Зачем столько библиотек? Вот в Петербурге 300 библиотек, хотя у каждого дома есть книги, все выписывают газеты. В библиотеки мало кто ходит, давайте, эти помещения используем более полезно. Сделаем кафе, магазины». Тогда нам удалось защитить библиотеки.
Сегодня мы понимаем, как мы правы. В условиях, когда большинство населения живет за чертой бедности, люди не в состоянии выписывать газеты и журналы или покупать книги. Сегодня переполнены библиотеки, в них учатся школьники и студенты. Там сегодня читают книги и газеты пенсионеры. Библиотеки сегодня востребованы как ни один другой институт культуры.
Я считаю, что, добившись запрета приватизации театров, музеев, филармоний мы сделали очень большое дело. К сожалению, сейчас идет второй этап приватизации. Мы видим, как в недрах Государственной Думы (не в нашем Комитете по культуре, а в Комитете по собственности) сегодня рождается закон о приватизации объектов культуры, науки и образования, о разрешении приватизации этих объектов.
На наш взгляд, этот законопроект представляет серьезную опасность. Коммерционализация действующих учреждений уже идет, но сейчас они защищены действующим законом о культуре. Идея превращения учреждений в некоммерческие организации выведет их из-под зонтика защиты этого закона. Во-вторых, будет убрано государственное бюджетное финансирование многих учреждений. Бюджет пытается сбросить с себя обязательства по содержанию этих учреждений, и наш Комитет по культуре, возглавляемый народным артистом Николаем Губенко, активно сопротивляется этой политике.
Мы проводили заседания с участием министра культуры, замминистров, с присутствием чиновников из Министерства экономики и финансов, и услышали достаточно страшные слова. Они сказали: «Россия не в состоянии содержать такое количество учреждений культуры».
При советской власти существовали так называемые стандарты. Например, на 10 тысяч человек должно быть определенное количество школ, больниц, библиотек. Сегодня государство сбрасывает с себя обязательства по стандартам. Они говорят, что, сколько есть у нас денег, столько мы и будем содержать больниц, школ и учреждений культуры. Мы с этой позицией категорически не согласны.
Она предполагает разделение общества на элиту и массу. Для элиты, которая в состоянии оплачивать билеты на дорогие концерты, на спектакли в дорогих театрах, ходить в музеи - для них высокая культура остается. А для остальных будет то, что поплоше и похуже. Массовые концерты, где дешевые билеты, видеокассеты с дешевыми американскими фильмами и нашими российскими поделками.
Таким образом, культура разделится на элитную дорогую, высокую культуру и низкую массовую культуру. И потребители этой культуры, то есть зрители, слушатели тоже будут поделены на эти две категории.
Все это мы сегодня уже реально наблюдаем в Москве, в провинции это пока не так заметно. Уже есть концерты звезд, стоимость которых недоступна не только среднему человеку, преподавателю, интеллигенту, но и депутату Государственной Думы.
Недавно в одном из интервью вдова бывшего мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака Людмила Нарусова говорила, что ее супруг спас культуру Ленинграда. Как Вы считаете, Собчак действительно спас культуру или он был с теми, кто хотел все поделить?
- Нельзя говорить ни за ни против. Собчак работал в том законодательном поле, которое существовало. На тот момент приватизация учреждений культуры была запрещена, поэтому трудно сказать, что это он ее спас. Если быть более точным, то спас ее Верховный Совет, который проголосовал за этот закон.
Собчак действительно уделял очень много внимания фестивалям, тому внешнему, что в культуре есть. Фестивали, большие массовые акции - это все мишура в культуре. Такого количества фестивалей, как в Санкт-Петербурге, не знает, наверное, ни один город мира. А коренная культура, которая базируется на музеях, на театрах, она очень пострадала.
В частности, все кинотеатры России не были признаны учреждениями культуры, они были по налогообложению приравнены к баням, прачечным и прочим коммунальным учреждениям. И поэтому они фактически перестали существовать. Посмотрите, что произошло с кинематографом. Кино негде показывать в России. Кинотеатры стали массово закрываться, превращаться в мебельные салоны, в торговые центры. Например, в гигантском городе Красноярске сегодня существует всего четыре кинотеатра.
В Петербурге тоже закрылось много кинотеатров, часть из них превратилась в мебельные салоны и всякого рода магазины, а часть стала коммерческими. Они оборудованы дорогими системами. Они посещаемы, но билет туда стоит минимум сто рублей. Если вы идете семьей из троих человек, то это триста рублей. Многие россияне могут себе это позволить?
- Многие кинотеатры превратились в казино
- Да, в Санкт-Петербурге казино в Мьюзик-холле, в кинотеатрах «Гигант», «Титан». Очень многие кинотеатры превращаются в заведения подобного типа. Просто Монте-Карло, а не культурная столица России.
Что же заставило руководителей города пойти на такой шаг? Были ли это попытки самообогащения или же это просто привлечение инвесторов, как тогда было модно говорить?
- Это был передел собственности, превращение общенародной собственности в собственность отдельных лиц. То время было периодом сплошного криминала. Я знаю, что многие чиновники мэрии участвовали в этих махинациях.
На моих глазах грабили западную группу войск, которая частично перебазировалась в Ленинградскую область, и шла массовая распродажа военного имущества. На моих глазах приватизировались заводы и фабрики, за бесценок уходящие в основном западным владельцам, либо подставным лицам, их представляющим.
Это была грабительская приватизация, сегодня это не отрицает никто, в том числе и команда президента. Но они говорят: это была теория Гайдара, что нужно было создать класс собственников. Они, как я считаю, идейно и сознательно проводили эту политику, создавая таким криминальным путем класс собственников в России. Им казалось, что Россия от этого станет счастливее.
Я не могу сказать, что они люди не честные, может быть, перед собой они были честны, им казалось, что так будет лучше. Но история нас рассудила. Прошло десять лет, и мы можем сказать, что их политика, с которой мы были не согласны, привела Россию в тяжелое положение.
- Почему такие известные деятели искусства, как Мстислав Ростропович, и другие, кого принято называть богемой, многие знамениты актеры поддерживали этот передел собственности? Почему они не выступали против? Что же происходит с нашей интеллигенцией? .
- Я не хочу судить Ростроповича, пусть его судит история. Он - человек подвига и он считал, что защищает демократию. Что касается нашей интеллигенции, особенно гуманитарной, художественной интеллигенции, то она очень подвержена воздействию на массовое сознание средств массовой информации. Они не обладают аналитическими способностями. Поэтому они очень легко поддаются на обман.
Это люди, которые всегда у трона, всегда у власти. Они любят любую власть, независимо от того, к чему эта власть ведет. Они, прежде всего, любят себя в этой ситуации и думают о себе. Хотя среди них есть люди честные, которые заблуждались и, которые сегодня горько раскаиваютсяв том, как они себяповели в то время.
Я таких людей знаю, и мне их искренне жаль, я им сочувствую от всей души и хочу, чтобы у них хватило мужества осознать до конца те сомнения, которые их сегодня гложат, и понять, что они оказались в лагере, враждебном собственному народу.
Это демократы первой волны, они боролись с партократией, советской бюрократией, которая действительно была, и против которой мы все хотели восставать.
Вы помните, что все реформы шли под лозунгом демократизации и социализма с человеческим лицом. Я и сегодня подпишусь под этими лозунгами. Да, социализм должен быть с человеческим лицом, да,мы должны жить в демократическом государстве, и надо было делать перестройку. Оставлять ситуацию в том виде, в котором она была, уже было невозможно. Другое дело, что КПСС, начав перестройку, не сумела удержать ситуацию в своих руках.
- Как, по-Вашему, сейчас также продолжается разграбление России, как и десять лет назад? Или власть все-таки задумалась, что же у нас творится в стране?
- Недавно Центробанк опубликовал список десяти отраслей, через которые идет отмывание денег. Примерно 25 миллиардов долларов уходит из России - эту сумму Россия сегодня инвестирует в западную экономику. Это происходит на наших глазах. Я курирую отрасль, которая называется туризм. В списке Центробанка она находится на третьем месте по отмыванию денег. И примерно 11 миллиардов долларов в этом году будет вывезено из России через туризм.
Какова схема отмывания этих денег?
- Здесь двойная схема. Допустим, мы на Западе закупаем туристические путевки, вывозим деньги, оплачиваем их отели, их рестораны. Плюс мы вывозим деньги в кармане, на пластиковых карточках, что совершенно не учтено. Плюс еще часть денег, которые намеренно не проходят через налоговые органы России.
По данным Совета Безопасности, примерно 200 иностранных фирм, не имеющих юридического лица в России, работают на нашем рынке. Они продают здесь свои путевки и не платят нам налоги. А деньги отсюда вывозят.
Это происходит из-за преступной халатности чиновников. Поэтому наш Комитет делает все возможное, чтобы эту дыру уменьшить. Мы не хотим запретить выезд из России и ограничить отдых наших граждан, мы хотим легализовать этот бизнес. То есть, заставить всех платить налоги, а во-вторых, увеличить въезд в Россию иностранных туристов, ввоз денег. За последний год у нас на 60% увеличился выезд из России, и только на 4% увеличился въезд в Россию туристов. Представьте, какое отрицательное сальдо в пользу наших западных партнеров.
Я считаю, что это сегодня одна из главных наших экономических задач. Вместе с руководителем Комитета по экономической политике Сергеем Глазьевым мы написали письмо премьер-министру Касьянову, где выразили озабоченность состоянием в этой отрасли. Мы предлагаем конкретные меры, как можно ситуацию исправить. Эти меры могли бы привести к резкому изменению расстановки сил на этом поле.
Что бы вы могли сказать вашим коллегам по актерскому цеху, которые считают, что неважно, кто будет у власти, лишь бы они остались при ролях?
- Мне им нечего сказать. Мне они не коллеги, не товарищи. Я думаю, что жизнь сама рассудит. Если завтра они перестанут быть нужны, им некуда будет пойти, они останутся со своей мизерной пенсией, либо с зарплатой театрального артиста. В этой ситуации они тут же прибегут к нам требовать защиты.
Одна артистка на нашем пленуме сказала, что нужно обратиться к народу, пусть он нас защитит. Я хочу сказать, что виноваты мы сами. Во-первых, потому что многие из нашей среды поддержали те процессы, которые есть. С другой стороны, мы - интеллигенция России, которой народ дал образование, возможность стать тем, чем мы стали. Многие делали свою карьеру во время Советской власти. Они получали медали от этой власти и в результате предали ее, и поэтому потеряли уважение народа. Думаю, что те, кто не предал, у кого есть совесть, должны сегодня защищать народ.
Беседовал Илья Тарасов
«ПРАВДА.Ру»
Ссылки по теме
Утро:
Regions.ru:
Росбалт.RU:
КоммерсантЪ:
СеверИнформ:
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.