Владимир Теплицкий: «Бороться с наркомафией можно всегда. А вот победить…»

Борьба с наркоманией идет и в виртуальном пространстве. С июня 1998 года работает Русский народный сервер против наркотиков NarCom.Ru — один из немногих антинаркотических сайтов, говорящих по-русски. Как пишут его создатели, «Нарком» — действительно народный сервер, и это значит, что Вы тоже можете участвовать в его создании — присылайте Webmaster'у и ведущим информацию, которую считаете нужным разместить здесь, и в случае одобрения экспертным советом (требования не слишком строгие) мы опубликуем ее с соответствующими ссылками на Ваши авторские права». Есть, правда, некоторые ограничения: на страницах сервера не обсуждаются вопросы легализации никаких наркотиков (включая препараты конопли) и не публикуются тексты, содержащие ненормативную лексику или провокационные материалы.

Управление сервером осуществляет группа «НАРКОМ», в состав которой входят известные в России наркологи, психиатры, социологи. Наш корреспондент Андрей Лубенский задал несколько вопросов директору народного сервера Владимиру Теплицкому.

Владимир Григорьевич Теплицкий родился в 1956 г. в Таджикистане, закончил школу на Украине, отслужил срочную службу в войсках ПВО, закончил Ленинградский политехнический институт (гидротехнический факультет, факультет экономики и управления производством), работал в ленинградских проектных институтах инженером — старшим инженером — ведущим инженером — главным специалистом. С 1994 г. по настоящее время — генеральный директор Северо-западного регионального медицинского лечебно-диагностического центра, с 1999 г. — исполнительный директор Благотворительного некоммерческого фонда «Здоровое будущее» (СПб). Женат, сыну 15 лет.

— Расскажите об истории создания народного антинаркотического сервера. Как родилась эта идея, трудно ли было воплотить ее в жизнь?

— Идея носилась в воздухе. В начале 1998 г., получив выход в Интернет, мы обнаружили там несколько сайтов на русском языке, пропагандировавших наркотики. Русскоязычного сайта с антинаркотической тематикой там не было — мы и решили заполнить брешь, благо к тому времени у нас скопилось достаточно материала. Название сайту придумал наш доктор Сергей Белогуров. Переработанные материалы из его книги стали первыми публикациями НарКом.Ру.

— Управление сервером осуществляет группа «НАРКОМ». Что это за группа?

— Это сотрудники Северо-западного регионального медицинского лечебно-диагностического центра (рекламное название — Центр «Бехтерев»), подростковой кризисной психологической службы (структурного подразделения Фонда «Здоровое будущее»), Социологического института РАН. В основном они перечислены на нашем сайте в составе экспертного совета.

— Какие задачи ставите перед собой? Группа действует, наверное, не только в виртуальном пространстве?

— Мы занимаемся лечением и реабилитацией наркологических больных (у нас в Питере великолепный реабилитационный центр по адресу ул. Корабельная 6; прекрасная команда и блестящие руководители программ — медицинской (доктор медицинских наук, профессор А.И. Головко) и психологической (д.пс.н., профессор И.Н. Гурвич, к.пс.н., доцент В.В. Шабалина)). Три года как проводим программу первичной профилактики девиантного поведения в 18-ти школах Приморского р-на Петербурга (экспериментальная площадка Министерства образования, научный руководитель — член-корр. Академии образования, д.пс.н., профессор А.А. Реан, административная поддержка депутата ЗакС В.А. Назарова)). Проводим социологические исследования (совместно с Социологическим институтом РАН), издаем книги(первая изизданных нами книг — С. Белогуров, «Популярно о наркотиках и наркоманиях» — стала бестселлером. Другим книгам не так повезло с тиражами, но от этого они не стали менее нужными и интересными). Позволю себе перечислить несколько названий:

— И. Гурвич. «Социальная психология здоровья»;

— Л. Кесельман. «Социальное пространство наркотизма»;

— Л. Тимофеев. «Наркобизнес: начальная теория экономической отрасли»;

— В. Шабалина. «Зависимое поведение школьников»;

— В. Шабалина. «Виртуальная мастерская: подготовка посредников — волонтеров подростковой психологической службы»;

— Я. Гилинский и др. «Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая реальность»;

— А. Реан и др. «Психология адаптации личности».

Это — уникальные, информационно насыщенные издания для профессионалов.

— Много ли людей обращаются на сервер за помощью? Удается ли им помочь?

— Письма с вопросами приходят ежедневно. Пишут и родители (чаще), и сами наркозависимые. Думаю, что мы оказываем им адекватную информационную поддержку по медицинским вопросам и полноценное психологическое консультирование.

— По поводу распространения наркомании в России приходится слышать самые разные оценки. Каковы истинные размеры этого бедствия?

— «На 1 января 2001 г. количество только официально зарегистрированных больных наркоманией составило более 269 тыс. человек, что в 9 раз больше, чем в 1990 г. По данным экспертных исследований, в незаконное потребление наркотиков и психоактивных веществ фактически вовлечено не менее 2,5 млн. россиян, или 1,7 процента населения страны. Отмечается рост числа заболевших наиболее тяжелой формой наркомании — героиновой. Количество потребителей героина за 2000 г. увеличилось в 2,6 раза. Около 70 процентов больных наркоманией вводят наркотики внутривенно. Более половины находящихся на учете в связи с немедицинским потреблением наркотиков составляют лица, не имеющие определенных занятий. Только за последние пять лет удельный вес этой категории возрос более чем на 10 процентов». Это цитата из Решения Совета Безопасности РФ от 21 сентября 2001 г.

Наши собственные исследования 2001 г. показывают, что 84 процента питерских старшеклассников имели опыт употребления тех или иных наркотиков (это не значит, что они употребляют их регулярно). Цифры эти практически такие же, как, например, в Берлине 1999 года (подробнее см. Гилинский и др., «Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая реальность»).

— На Украине один партийный блок включил в программу пункт о легализации легких наркотиков — мол, это даст 10-12 миллиардов долларов в бюджет, можно повысить пенсии-зарплаты, да еще и борьбу с тяжелыми наркотиками финансировать. Как относитесь к этой идее?

— Негативно. Потому, что нельзя тупо переносить чужой опыт без учета своего сегодняшнего социально-психологического и экономического контекста. Потому, что считаю это предложение популистским и безответственным. Потому, что даже в маленькой Голландии, где уровень социального контроля несравнимо выше, чем у нас (или на Украине) политика легализации «легких» наркотиков себя не оправдывает — так, во всяком случае, утверждают голландские юристы, приезжавшие этим летом по обмену в Питер.

— Один из аргументов «легалезаторов» — открытая продажа выбьет экономическую основу наркобизнеса...

— Наркобизнес остается наркобизнесом — легальный он или нет. Я переадресовал быза ответамина этот блок вопросов к уже упоминавшейся книге Л. Тимофеева «Наркобизнес: начальная теория экономической отрасли». Там проблема проработана глубоко, как нигде.

— Насколько сильна наркомафия? Может ли, например, нынешнее Российское государство успешно бороться с ней?

— Бороться можно всегда. А вот победить… Пока что законы, которые принимает наша Дума, не способствуют снижению уровня наркотизма в обществе. Напротив — способствуют росту наркотизации. Яркий пример — Закон о наркотических средствах и психотропных веществах, ст. 55 которого разрешает лечить наркоманию только в учреждениях государственной и муниципальной формы собственности. И это при бюджетном финансировании здравоохранения на уровне 20 процентов от минимально необходимого! Об этих законодателях могу говорить только нецензурно.

— Что надо делать обществу, чтобы остановить распространение наркотиков? Как на это людей организовать?

— Думаю, что основная задача — снижение спроса. Если говорить о подростке, то здесь важно не столько внушение ему негативных представлений о наркотиках, сколько формирование у него позитивной установки на реализацию долговременной жизненной программы. Нынешний уровень наркотизма определяется, главным образом, собственными характеристиками ценностного сознания молодежи, а отнюдь не статистикой тактических успехов правоохранительных органов, принявших на себя функции центра всей антинаркотической деятельности. Сошлюсь на работы Л. Кесельмана и В. Шабалиной — они пишут об этом много и подробно.

— С какими общественными организациями вы сотрудничаете? Как выстраиваете отношения с государственными органами (если выстраиваете)?

— Из общественных организаций — с обществом «Азария» (Матери против наркотиков), с ECAD (Европейские города против наркотиков). Нас поддерживают отдельные депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Государственной Думы, Отдел образования Приморского района Петербурга, и, конечно же, Комитет по молодежной политике администрации Санкт-Петербурга, благодаря грантам которого мы издаем литературу.

— Расскажите о планах группы «НАРКОМ» на ближайшее время.

— Совершенствовать и расширять нашу программу медико-психологической реабилитации наркозависимых, запустить послелечебную программу «Дом на полпути» для ребят, прошедших курс реабилитации, издать несколько новых книг для родственников наркозависимых, книгу с творчеством бывших наркоманов, расширить программу первичной профилактики за счет ресурсов муниципальных образований, с которыми достигнута предварительная договоренность. Начинаем совместно с ECAD проводить обучение сотрудников городских администраций, отвечающих за профилактику наркозависимости — в феврале принимаем первую группу — из Карелии. На сайте NarCom.Ru должна интенсивно заработать виртуальная терапевтическая группа.

Беседовал Андрей Лубенский

ПРАВДА.Ру

Ссылки по теме:

Русский народный сервер против наркотиков

E-mail

Без наркотиков

Анонимные наркоманы

Днепропетровская областная ассоциация помощи страдающим от наркомании

НА УКРАИНЕ ПРЕДЛАГАЮТ ПОДНЯТЬ ЗАРПЛАТУ ВРАЧАМ И УЧИТЕЛЯМ ЗА СЧЕТ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ЛЕГКИХ НАРКОТИКОВ

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Обсудить