Сложнейшая операция в Баренцевом море по подъему атомной подводной лодки "Курск" вступает в завершающую стадию. Вначале российская сторона вместе с голландской компанией "Маммут" «окончательно» сообщили о том, что подъем произойдет 15 сентября, затем - 25 сентября. Теперь эта дата перенесена на 29 сентября. Впрочем, от нашего вице-премьера по катастрофам Ильи Клебанова мы уже привыкли слышать исключительно туманные формулировки и взаимоисключающие заявления.
Прошел год после гибели подлодки и до сих пор мы так и не узнали правды. Мы неоднократно писали о том, что и технология подъема, избранная специалистами, вряд ли сохранит свидетельства того, что привело к трагедии. Хотя мы все же надеемся, что эта операция будет успешной. Итак, что будет происходить во время подъема субмарины и после него?
Подъем под напряжением 10 тыс. тонн
Баржа Giant сможет приступить к подготовительным работам после установки так называемых направляющих корзин. Каждая такая корзина представляет собой цилиндрический металлический короб, полый внутри. Он крепится на прочный корпус подводной лодки. Трос с баржи, на конце которого закреплен специальный захват, проходит сквозь короб, за которым захват "растопыривается" подобно тройному рыболовному крючку и уже не может выйти наружу.
Тросы, с помощью которых будут поднимать субмарину, представляют собой сложное сверхпрочное приспособление. На стальной стержень диаметром 10 мм наматывается шесть плетей, в результате чего получается винтообразная конструкция диаметром 30-40 мм, которую специалисты называют стрэндом. Его расчетная нагрузка 16 тонн. На каждое из 26 отверстий "Курска" во время подъема будет приходиться 54 стрэнда, соединенных в единый "пакет". Несложно подсчитать, что тросы, поднимающие "Курск", должны выдержать как минимум 13,5 тыс. тонн. Предполагается, что они с нагрузкой справятся, поскольку расчетный вес лодки без отрезанного первого отсека составит чуть больше 10 тыс. тонн. Главное - преодолеть самый опасный момент подъема - отрыв громадной субмарины от морского дна.
Лоцманы готовы
После подъема "Курск" будет закреплен под днищем баржи. Мощные буксиры поведут баржу с места катастрофы субмарины к входу в Кольский залив. В штабе Северного флота нам пояснили, что буксиров на этом этапе будет не менее четырех. Скорость буксирного ордера составит примерно 4 узла, длина буксировочных тросов - несколько сот метров. Таким порядком баржа преодолеет около 70 миль до входа в Кольский залив.
Последние 25 миль до рейда Росляково баржу с лодкой поведут с особой осторожностью, поскольку в Кольском заливе буксировать такую длинную и потенциально опасную "сцепку" будет сложнее. Скорость будет минимальной - 1,5-2 мили в час. Проводкой займутся лоцманы Мурманского морского торгового порта. По нашим данным, один из лоцманов будет находиться на самой барже Giant, еще двое на буксирах - головном и вспомогательном. Путь от горловины залива до росляковского рейда займет, по планам, около 12 часов.
- Конечно, эта проводка будет для наших лоцманов необычной и весьма ответственной, - говорит исполняющий обязанности капитана Мурманского морского торгового порта Александр Дмитриев. - Но вряд ли можно говорить о том, что эта задача является сверхсложной. Наши лоцманы не раз проводили в порт крупнотоннажные суда с большой осадкой и плавучие доки. Так что опыт у них огромный. Кольский залив - широкий, с большими глубинами, в случае с буксировкой "Курска" на предельные глубины мы не выходим...
Что касается большой длины буксирного ордера, то и он, по словам Александра Витальевича, тоже не станет особой помехой, поскольку на буксирах будут использованы буферные тросы с лебедками, позволяющими "укорачивать" длину ордера, делать его более компактным.
Естественно,к проводке будут привлечены наиболее грамотные и опытные из лоцманов торгового порта. Конкретные кандидаты на эту работу уже намечены, но окончательное их назначение состоится только после того, как будет известен точный срок прихода баржи с лодкой в горловину Кольского залива. У лоцманов плотный рабочий график, понятно, что столь ответственное задание не поручат человеку, который, скажем, только что отработал 12-часовую смену.
Всплыть помогут понтоны
Последний аккорд перед заводкой баржи с "Курском" в док - уменьшение осадки всей системы. Именно для этого нужны два суперпонтона, срочно изготовленных на верфи "Северного машиностроительного предприятия" в Северодвинске, - сейчас они, напомним, уже в Росляково. На росляковском рейде понтоны заполнят водой, чтобы притопить их на определенную глубину, затем прикрепят к Giant вдоль бортов баржи и снова "надуют" воздухом высокого давления. Всплывшие понтоны приподнимут баржу с лодкой, в результате чего осадка всей конструкции уменьшится с 20 до приемлемых 13 метров. С такой осадкой баржа и зайдет в плавучий док судоремонтного завода № 82.
В конце концов "Курск" будет установлен на специальный поддон. Его построили на палубе дока для того, чтобы исключить попадание возможных радиоактивных жидкостей в акваторию Кольского залива. В поддон стечет вода из балластных цистерн "Курска", туда же через технологические отверстия откачают мощными насосами воду из отсеков субмарины. Когда лодку полностью осушат, специалисты по радиационной безопасности убедятся, что уровни радиации внутри "Курска" не представляют угрозы для людей. После этого в лодку через штатные люки войдут военные юристы.
Отсеки отдадут вещдоки
Накануне Главная военная прокуратура (ГВП) создала следственную группу из 36 человек, которая будет работать внутри "Курска". Ее основу составили следователи военных прокуратур Северного флота и Ленинградского военного округа. Группа будет разбита на подгруппы, в состав каждой из подгрупп войдут два следователя, флотский специалист, разбирающийся в технике этого проекта подлодок, и двое понятых. На каждый отсек будет выделена отдельная подгруппа.
ГВП запланировала доскональный осмотр лодки и даже разработала с помощью флотских специалистов особые методички. Фиксироваться будет каждая мелочь, вплоть до местоположения предметов, состояния и показаний тех или иных приборов. Естественно, следователи будут осматривать тела погибших, искать документальные свидетельства трагедии в Баренцевом море. Предполагаемые сроки этой работы пока неизвестны, поскольку с учетом разрушений и завалов на изучение каждого отсека могут уйти недели.
Игорь ЖЕВЕЛЮК
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.