В редакцию ПРАВДЫ.Ру пришло письмо от капитана 1 ранга, много лет отдавшего подводному флоту, в последние годы службы работавшего военпредом на оборонном заводе, изготавливавшем реакторы для подводных лодок. В том числе для "Курска". Сегодня старый морской волк обращается с открытым письмом к родным и близким тех, кто погиб в Баренцевом море. Он просит освободить президента от трудновыполнимого и опасного обещания поднять тела всех погибших в этом октябре.
Мы не берем на себя смелость комментировать мнение человека, которого можно считать суперпрофессионалом, но и не уверены, что его правота абсолютна. Но письмо открытое, каждый может составить о нем свое мнение.
"Уважаемые родные и близкие люди погибших моряков подводной лодки " Курск ". Хочу выразить вам сочувствие в постигшем вас горе. Ваше горе мне близко и понятно, так как самому пришлось потерять сына, офицера-подводника, погибшего двадцати восьми лет от роду, а также немало друзей, погибших на подводных лодках С-117, М-200, М-256 и В-37.
Сам я тоже в прошлом подводник, прослуживший на лодках немало лет. Кроме того мне пришлось заниматься обучением подводников борьбе за плавучесть, легководолазному делу, а в дальнейшем заниматься энергетикой современных АПЛ.
Надеюсь, что это дает мне моральное право высказать вам предложенние с которым, обдумав мои доводы, большинство из вас согласится.
Я хочу посоветовать вам отозвать свои требования к президенту России о подъеме погибших подводников в настоящее время, освободив его от обещания.
Почему необходимо это сделать? Мы все в течение недели не отрывались от телевизора - ждали результатов работ, но, в связи с тем, как неумело они велись, очень быстро поняли, что исход будет тяжелым. Наша аварийно - спасательная служба оказалась абсолютно неподготовленной к производству таких работ. Наши флотоводцы, в связи со значительным увеличением глубины погружения современных подводных лодок, сделали ставку на всплывающую камеру как основное средство спасения подводников и почти полностью ликвидировали имевшиеся другие средства опасения. Во время полета Юрия Гагарина я учился на курсах офицерского состава аварийно-спасательной службы ВМФ. Мы не только изучали способы оказания помощи затонувшей подводной лодке, которые могли быть применены и в данном случае, но нам показывали корабли, способные выполнить это. За прошедшее время после этого были созданы значительно более совершенные средства, такие как :спасательная подводная лодка "Ленок", имевшаяся когда-то в распоряжении Северного флота, глубоководные спасательные аппараты и многое другое. Однако ничего этого в нужное время на месте аварийно-спасательных работ не оказалось. Не было даже попытки освобождения новсплывшого аварийно-спасатзльного буя для установления связи с личным составом. Работы начались с попыток установки колокола без участия водолазов, а именно это могло нанести повреждение комингса, что привело впоследствии к невозможности применения глубоководных аппаратов.
Вот и представьте, как могут проходить работы по подъему погибших. Многие, а может быть и все вы побывали на подводной лодке такого проекта и представляете где должны были находиться ваши родные. Представте себе, как водолаз, находящийся в довольно громоздком снаряжении, проникнет в эти места, вдобавок до неузнаваемости измененные в результате катастрофы.
Будучи знаком с устройством подобных подводных лодок и приемами водолазной работы, я не представляю, как можно выполнить такую работу на глубине в сто метров. В лучшем случае, подвергая опасности жизнь водолазов, удастся извлечь из подводной лодки очень небольшое количество погибших. В худшем за это придется еще заплатить жизнями спасателей.
Представьте теперь состояние родных тех погибших, чьи тела не будут подняты. Причем за этой работой придется следить с соответствующим напряжением не неделю, а месяцы, из-за этого обязательно найдутся те, кто не захочет покидать Видяево до подъема своих родных.
Поэтому не затевайте этой работы, оставьте тела на время в покое. Дайте сосредоточить силы и средства на работу по подъему подводной лодки, которая, если удастся, позволит достать сразу всех. Кстати, вырезка окон, которая предлагается, значительно затруднит работы по подъему, сделает их более опасными и результат работ менее прогнозируемым.
Известно, что при подъеме затонувших ПЛ С-80 и К-129 американцами, который был произведен через несколько лет после их гибели, из-за условий в отсеках все погибшие хорошо сохранились и были легко опознаны.
Ну, а если подъем не удастся, то море совсем не худшая могила для погибших моряков.
Баранов А.Н., капитан 1 ранга в отставке."
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.