Удивительное дело, президента Владимира Путина обвиняют в бездействии, время от времени задаваясь вопросом: а что он такого сделал за сто дней президентства или еще раньше, сидючи в кресле премьера? Так вот, ПРАВДА.Ру отвечает, Путин сумел за тот недолгий срок своего пребывания у власти расчистить авгиевы конюшни, которые, как бы это помягче выразиться, были испачканы десятилетним сроком правления ельциновской администрации. Так «испачканы», что, казалось, исправить нагроможденный правовой абсурд уже невозможно. Речь, как вы поняли, идет о правовых взаимоотношениях федерального центра с регионами.
В свое время Ельцин пришел к власти на лозунге «берите столько суверенитета, сколько сумеете проглотить». Бросив этот клич, Ельцин стал его заложником. Субъекты Федерации в образовавшемся вакууме безвластия стали глотать этот пресловутый суверенитет с таким аппетитом, что впору было диву даваться.
Вдруг выяснилось, что аппетит и у регионов приходит во время еды и зачастую может быть удовлетворен только после провозглашения регионом собственного государственного суверенитета. Особенно здесь отличались национальные республики. К примеру, Татарстан, который был и остается лидером центробежного движения, с самого начал заложил в своей конституции принцип государственного суверенитета, для того, чтобы затем самопроизвольно провозгласить себя субъектом международного права. Несколько позже Казань протащила свои «достижения» через договор о разграничении полномочий с кремлевской администрацией. Прецедент был создан, и в образовавшуюся правовую брешь бросились остальные участники территориального деления России. Разумеется, успех в «глотании» суверенитета был у всех разным: кто понаглее и побогаче, тот отхватывал кусок пожирнее, кто послабее - жаловался: мол, притесняют, жизни не дают, опять русские обделены властью. В итоге образовался правовой беспредел в рамках одного государства, который, к примеру, при очередном кризисе грозил разорвать Россию на части. Это была мина замедленного действия, типа той которую заложил Ельцин, перестав финансировать Вооруженные силы страны и, в частности, ВМФ.
Путина, который принял страну из рук «специалиста по взрывному делу», впору сравнивать с сапером, который работает с минами-ловушками, поставленными на неизвлекаемость. С одной такой миной он уже не справился. Правда, мина взорвалась в Баренцевом море, и суша пострадала лишь частично. К слову, то, что процесс мог развиваться по несколько иному сценарию, свидетельствует реакция отдельных губернаторов на гибель «Курска», в числе которых был замечен и Шаймиев, и Лужков, и прочие добровольные защитники «отечества». По крайней мере, эта часть представителей региональных элит продемонстрировала готовность пользоваться катастрофами в своих мелкопоместных интересах. Что же будет, если, к примеру, произойдет очередной экономический кризис? Как поведут себя национальные элиты, встревоженные наступлением Кремля на их «проглоченные завоевания»?
В общем, следующий взрыв может стать последним в истории единой России, тем более, что сапер Путин работает с региональной миной в прямом контакте. А сапер, как известно, ошибается один раз.
Безусловно, Путин это понимает, о чем свидетельствуют последние известия, просачивающиеся из кремлевской администрации. Некий высокопоставленный сотрудник Кремля заявил сегодня, что новые договоры о разграничении полномочий и предметов ведения между федеральным центром и регионами больше заключаться не будут. Более того, по его словам, ни одно из 46 таких договоров по истечении пятилетнего срока их действия, пролонгировано не будет. Взамен договоров Кремль считает необходимым принять федеральные законы, которые бы «одинаково для всех субъектов Федерации» регламентировали предметы совместного ведения федерального центра и регионов.
Что ж, проследим за реакцией губернаторов.
Дамир ЖАМАЛЬДИНОВ
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.