В России достаточно трудно сейчас отыскать хоть один компьютер, подключенный к сети Интернет, без папки с мультами о Масяне .
Феномен проекта заключается в том, что художественному - или антихудожественному явлению Масяни присущ принцип MLM - Масяня сама себя распространяет. Масяне не принято радоваться в одиночку - хороший тон, позвать к монитору, чтобы продемонстрировать новые мульты.
А как радуются фанаты Масяни, найдя человека, как правило, преклонного возраста - старше тридцати-сорока лет, не знающего о Масяне... Они начинают рекламировать сайт мульт ру не хуже квалифицированного дистрибьютора, причем, не отстают до тех пор, переспрашивая по нескольку раз в день, смотрела ли уже жертва Масяню, пока человек не подсядет.
Из таких презентаций Масяни получаются страшные вещи. Вот, например, одна из версий скандала о связи Масяни с черным пиаром.
Каждый, кто знает Олега Куваева, считают его друзья, будет хохотать гомерически, читая знаменитое "Открытое письмо", обвиняющее Масяню в черном пиаре против петербургского губернатора Яковлева, и вообще Петербурга. Настолько не совместимы пиар и Куваев.
И, тем не менее, письмо появилось: "...Усиление влияния губернатора на питерские СМИ не прошло незамеченным для полпредства: наши источники сообщают, что полпредство начало использовать для пиар-атак и не совсем традиционные методы. Рассказывают, что полпредовские структуры умудрились заказать сюжет даже автору одного из наиболее популярных интернет-сайтов, рисующему мультфильмы о Масяне. В одном из последних мультфильмов под названием "Экскурсия по Петербургу" был совершен достаточно серьезный наезд на городскую администрацию".
Журналистское расследование, проведенное в редакции одной из петербургских газет позволило сделать следующие выводы:
На питерскую журналистку напали масянеманы. Ежедневно, как водится, они справлялись в он-лайне, смотрела ли она уже эту Масяню, или же еще не смотрела, а если не смотрела, то почему.
В конце концов, журналистка не выдержала и обратилась с просьбой к менее занятому мужу, тоже, разумеется, журналисту, - у меня сдача номера, я никак не могу, посмотри ты эту Масяню, потом мне расскажешь быстренько, я скажу, что смотрела.
Муж забывал про Масяню, жена наседала, напоминая несколько дней подряд. В конце концов, шедевр про Масяню стал семейным кошмаром и муж посмотрел. В это время ему на стол положили материал о политике. Без заголовка. Замыленный глаз в конце рабочего дня увидел знакомую строчку - Масяня... экскурсия... Текст был совсем про другое. Но заголовок родился. Стихийно. Масяня - против Угрюм-Бурчеева, так и пошло в типографию...
Наутро пресс-служба в Смольном получила газету, прочла заголовок и заняла боевую стойку.
Масянеманы, которые, кстати, проживают в Москве, до сих пор не имеют понятия, какую кашу они заварили.
В чем феномен этой уродливой девушки? В соединении несоединимых вещей. Масяня вобрала в себя тоску человечества о комиксах. Но это - русские комиксы с русскими персонажами - они не перегружены цветом и частностями, оставляя композиционный простор для богатой фантазии.
Масяня открыла своим появлением новый этап российского юмора. Уже несколько лет сатирики не знают, над чем стоит смеяться. Все темы, схваченные и мгновенно обсосанные, перестают волновать. Никому уже не смешно про новых русских, про русских за границей уже просо старо и обидно, про тупых иностранцев - тоже не интересно. Над чем нам смеяться? Как раз над тем, и так, как смеется Масяня - иронично схватывая смешные черточки нового быта, составляющего суть русской жизни начала третьего тысячелетия.
Юмор Масяни - юмор подросших тинейджеров, которые не смотрят Задорнова и Петросяна. А них есть юмор - открыли мы вместе с Масяней. А до ее появления, мы думали. Что они не умеют смеяться.
Уже тысячу лет эстрадные миниатюры не были столь удачными, чтобы фразы тащили в народ и забывали, кто автор. Пожалуй, со времен Аркадия Райкина мы не видели, как это происходит в режиме он-лайн. Теперь видим. Масяня часто выдает афоризмы, которые перетекают в реал незамедлительно - "Нет, я приличная девушка, пива не надо..."
В ней нет агрессии, это наша Масяня, и тем она и дорога, что близка и понятна исключительно нам же - россиянам. Критики уже назвали Масяню выражением русского менталитета.
Масяня - не проект, это веление души Куваева, остающегося до сих пор малахольным субъектом, который наивно объясняет, что что-то там рисовал, и как-то оно невзначай получилось.
До тех пор, пока у Куваева "Проект" не отберут и в самом деле не начнут использовать в коммерческих - по-настоящему коммерческих - целях - грядут все же разные выборы - Масяня, с виду глупая, беспардонная девушка, останется сказкой новой эпохи... Василисой прекрасной, царевной лягушкой, колобком или просто - Масяней. А мы - ее жертвами.
Елена Киселева
"ПРАВДА.Ру"
УТРО.Ру:
Независимая газета:
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.