Дайте руку!

Хотите очень большую правду? Что мне сказать о том, что было в то время? Кроме того, что я уже сказала -- холодно, голодно, тяжело. Очень хотелось тепла, любви, людей, рук, глаз, извините за банальность. К тому же, писалось то, что никому на хрен не было нужно. Сначала от этого было херово, потом от этого было кайфно, своего рода мазохистский кайф был, -- слава Богу, что не надо, от этого тепло и замечательно. А потом стало все равно. Надолго. Очень надолго.

 

 Ника Турбина

 

 24 мая - черный день для российской культуры. После вести о смерти Тимура Новикова пришло сообщение о трагической гибели поэтессы, девочки -вундеркинда Ники Турбиной .

 

 Она покончила с собой, выбросившись с пятого этажа московской "высотки".

 

 Судьба Ники, как и многих вундеркиндов, сложилась трагично. Ее недетским стихам все умилялись, пока она была ребенком. Девочка так и не выучилась как следует писать - в Университет культуры ее принимали без экзамена по русскому языку.

 

 Первая книга Ники - "Черновики" - вышла, когда ей было 9 лет. А в 13 она стала ребенком, с которым всем было тяжело.

 

 Вспоминает Людмила Владимировна, бабушка Ники: она создавала радость в течение всей нашей жизни. Но с Никушей всегда были проблемы. Когда она совсем маленькая была, писала сложные стихи, до 12 лет вообще не спала. Я обращалась к врачам в Москве, в Киеве, умоляла -- сделайте так, чтоб ребенок не писал стихи, чтобы можно было нормально жить.

 

 Потому что когда Никуша не спала, мы с ней тоже не спали. Жизнь была очень сложная на этом фоне. А чем старше она становилась, тем сложнее. Никуша росла, постоянно влюблялась, и из-за этого тоже много проблем было и у нее, и у родных. Она была очень трудным ребенком, у нее были сложности в школе. Она постоянно протестовала против всего, что ее окружает. Если ты скажешь "А", она обязательно должна сказать "Б". Никуша стала пить...

 

 Уже в 16 она вышла замуж за богатого швейцарца 76 лет, психолога, владельца клиники в Лозанне. Сама она отозвалась о неудачном замужестве так: все это было красиво и трагично -- как растоптанная роза. Вскоре после замужества последовал развод, и Ника вернулась в Москву.

 

 Она училась во ВГИКЕ, даже снялась в главной роли в художественном фильме, работала в театре-студии на окраине Москвы.

 

 Анатолий Борсюк, снявший о Нике большой фильм "Ника, которая...", спустя пять лет после фильма встретившись ней, был поражен видом некогда блистательной, уверенной в себе Ники. В странной, неопрятной одежде ее было трудно узнать. Впрочем,Турбина уже редко ждала гостей. Борсюк вспоминает, что "с ней, действительно, было очень сложно. Она совершенно не была приспособлена к жизни. Умела стихи писать, и больше ничего. Ей нужен был человек, который бы заслонил ее своей спиной, избавил от быта, от необходимости покупать себе одежду, еду, платить за квартиру, пробивать публикации. Склонность к самоубийству? Она у нее с детства. Все руки порезаны - вены себе вскрывала, в 1997 году шагнула с пятого этажа, еле осталась жива, вся была переломана.

 

 У меня вообще был вариант названия фильма "Спасибо всем". Все забыли Нику, - не только те, кто ею непосредственно занимался, но и почитатели ее таланта, публика, страна. Со всеми покровителями, фондами, чиновниками, журналами все кончено. Ей и писем больше не пишут. О ней никто не помнит, она никому не нужна. Она бодрилась, практически не жаловалась. Собственно... и пять лет назад не жаловалась. Правда, пять лет назад у нее было желание казаться лучше, чем она есть на самом деле, сохранить имидж, созданный в 80-е годы, изобразить благополучие. Сейчас, похоже, и такого желания не было".

 

 Тело Ники Турбиной несколько дней лежало в морге института имени Склифосовского, после чего было кремировано. Только один человек принес Нике последние цветы - ее преподаватель Алена Галич, дочь Александра Галича. Именно она уговорила ректора Университета культуры принять Нику без вступительного экзамена по русскому языку.

 

 

Поднимите пальцы-нервы

 

Превратите в гроздь рябины

 

Брызги моря, что шумело

 

Под окном тревожно споря

 

В вечной сказке сна и были...

 

Превратите листья в стаю,

 

В дерзкий клекот журавлиный,

 

Раскачайте на качелях

 

Ветер, превращённый в иней.

 

Помогите мне запомнить

 

Все тревоги и сомненья.

 

Дайте руку!

 

Я б хотела

 

Сердца ощутить биенье.

 

 Алена Галич и однокурсники Ники Турбиной намерены обратиться к московским властям, просить помощи ПЕН-центра. Они считают, что похоронить Нику Турбину надо на Ваганьковском кладбище. Премий - и российских и международных - у нее более чем достаточно.

 

  Елена Киселева

 "ПРАВДА.Ру"

'Известия.Ру'

  '1+1'

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Темы школа
Обсудить