В душных, закрытых КамАЗах пытались провезти через Киргизию две с половиной сотни таджиков, отправившихся в Россию в поисках работы. Следовавшие из Оша в Бишкек четыре большегрузных автомобиля были остановлены сотрудниками милиции неподалеку от Узгена. Сначала водители никак не хотели открывать задние двери фургонов. Когда же под нажимом вооруженных стражей порядка замки были сняты и массивные двери распахнуты, из темноты кузовов ударило в нос горячим, тяжелым духом. А потом проступили и людские фигуры.
В каждой машине, тяжело дыша в затылок друг другу, стояли человек по семьдесят. Всего милиционеры насчитали 264 пассажира — среди них были не только взрослые мужчины, но и подростки, старики.
Никаких документов на перевозку «живого груза» у шоферов, естественно, не было. Да плюс еще сотрудники милиции и без них констатировали целый ряд нарушений. Незаконная перевозка людей в необорудованном грузовом транспорте. Негуманное отношение к ним. Игнорирование правил транзитного сообщения. Выяснилось при этом, что все тайные пассажиры были жителями Согдийской области Таджикистана. А пробирались они таким необычным путем в Россию, где вербовщики обещали им работу и приличные деньги.
Предварительное следствие показало, что такой криминальный метод перевозки “живого товара” из Северного Таджикистана в Россию через юг Киргизии изобретен недавно. Дельцы успели организовать лишь два–три рейса. Однако в случае успешного осуществления транзита, трасса эта могла стать одной из главных среди криминальных путей Центральной Азии.
Конечно, нелегальным мигрантам не по силам выдержать многие сотни километров этого пути в закрытых и душных грузовиках. Такой экзотический способ перевозки предполагался только для одного, самого опасного участка трассы. А точнее - для автомагистрали Бишкек-Ош, которая сегодня контролируется милицией особенно тщательно. Из-за происходящих здесь последнее время политических акций, а также из-за опасных аварий с человеческими жертвами, которые не раз случались на некоторых наиболее трудных участках. Но, главным образом из-за того, что все чаще нелегальные мигранты из Таджикистана и Афганистана прорываются в Россию именно через Киргизию.
Чтобы преодолеть эти преграды, поставщики «живого товара» и нашли выход – перевозить своих клиентов в закрытых грузовиках. В обычных автобусах пассажиров от границы Баткенской и Согдийской областей довозят до Оша, тайно пересаживают их в КамАЗы и отправляют по горной трассе до Бишкеке. Там новые автобусы принимают полуживых людей и продолжают свой путь в Россию.
Провал этой операции в Узгене скорее всего прекратит перевозку людей в КаМАЗах, приспособленных первоначально для доставки скота. Но проблема незаконной миграции, прорыва в Россию без документов и уж тем более без виз, конечно же, будет существовать еще долго. Потому что не от хорошей жизни люди из Таджикистана, да и самой Киргизии рвутся туда, где их ожидает самая трудная и самая дешевая работа.
Как утверждают специалисты, дорога через Киргизию уже объективно стала главной артерией, связывающей Северный Таджикистан с российскими просторами. Это реально существующий факт, и властям всех стран, вовлеченных в этот процесс, стоило бы задуматься над цивилизованным его урегулированием. Иначе торговцы «живым товаром» будут и дальше наживаться на горе людей, потерявших в своей стране всякую надежду найти работу и обеспечить своей семье хотя бы минимальные средства для проживания.
Юрий Разгуляев
ПРАВДА.Ру
Бишкек
Киргизия
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.