Имамы Киргизии против разорительных традиций

Муфтият Киргизстана — Духовное управление мусульман — принял решение об упрощении мусульманских обрядов. И в первую очередь это касается огромных денежных расходов, на которые приходится идти семье, проводящей свадьбы, похороны или отмечающей другие события. Траты эти бывают столь велики, что люди на годы и даже десятилетия попадают в долговую кабалу, живут после пышных торжеств в глубокой нищете. Однако отказаться от разорительных традиций не могут, поскольку считается, что они освящены законами ислама.

Как ни странно, но серьезный толчок распространению их дали первые годы независимости. Именно тогда многие киргизы с каким-то упоением, даже неистовством стали гулять, праздновать, проводить скачки, одаривать односельчан подарками. В эпидемию тоев включилось даже государство. Масштабы праздников определялись количеством гостевых юрт, выставленных в степи. На праздновании юбилея «Алайской царицы» Курманжан-датки, например, их считали сотнями. Еще грандиозней был размах праздника в Таласе, посвященного 1000-летию эпоса «Манас». Старались не отставать районы, города, села. Считается, что во время этой «эпидемии тоев» съели многие десятки тысяч овец, тысячи лошадей. И это уже не говоря о других тратах.

Но все-таки не только материальные потери стали главным следствием возрождения не самых лучших традиций киргизского народа. Они способствовали выдвижению на первый план первый план тех, кто богаче, кто сумел на волне дикого капитализма ухватить большую часть государственного пирога. Им, конечно, даже выгодно, да не так уж и дорого, демонстрировать односельчанам свою силу и богатство.

Нельзя сбрасывать со счетов и еще один фактор. Сейчас любовь киргизов к тоям стала одним из главных средств политической борьбы. Во время выборов самым действенным аргументом кандидата часто становится способность напоить и накормить огромное число гостей. Поэтому в новом Жогорку Кенеше так много бизнесменов и чиновников, имеющих доступ к «прибыльным отраслям», — торговле бензином, водкой, табаком, хлопком.

А еще хуже то, что за ними тянутся и те, у кого явно нет такого достатка, чтобы закатывать многодневные пиры. Но так хочется показать верность «народным традициям». И вот уже идет под нож последний скот, тратятся последние запасы, семья на много лет залезает в невозвратные долги.

Официальные власти не один раз пытались запрещать дорогостоящие торжества, наказывать чиновников, замешанных в этом. Но традиции, пусть и не самые лучшие всегда были сильнее приказов и наказаний. И совсем другое дело, когда в спор этот вступает духовенство, люди уважаемые, облеченные правом судить, оценивать поступки с моральной точки зрения, формировать эти самые традиции. Так что выступление Духовного управления мусульман Киргизии можно считать очень важным, даже решающим фактором в борьбе с обычаями, которые несут людям самое настоящее разорение. Хотя понятно, что вековые традиции не ломаются в один день, даже после выступления очень уважаемых людей.

Юрий Разгуляев

ПРАВДА.Ру

Бишкек

Киргизия

Ссылки по теме:

ВолгаИнформ:

Республика Башкортостан. Три хозяйства республики забивают птицу по канонам шариата.

ОРТ:

Сразу 39 пар обвенчались по мусульманскому обряду в столице Иордании Аммане

Regions.ru:

Республика Татарстан. 88 процентов татар считают необходимым соблюдение мусульманского обряда бракосочетания.

Утро:

Брак по-туркменски

В Киргизии запретили "уроки богословия"

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Обсудить