Генпрокуратура России совместно с коллегами из США раскрыла международную банду торговцев детьми. Некая организация под названием "Юнона", куда входили граждане России и США, пользуясь несовершенством законодательства, собирала конфиденциальную информацию о детях в России, на Украине, Казахстане, Гватемале и ряде других стран, а затем перепродавала ее агентствам по усыновлению.
Как заявил агентству «Интерфакс» заместитель генпрокурора РФ Сергей Фридинский, эта группа, прикрываясь оказанием различных услуг, несколько лет занималась настоящей торговлей детьми. Судьба большинства "проданных" детей неизвестна, однако ряд трагических случаев с подопечными "Юноны" получили широкую огласку.
В разных странах на "Юнону" работало большое количество координаторов-посредников, которые в детских учреждениях и в других органах за взятки незаконно добывали нужную информацию. Стоимость их услуг колебалась от 10 до 20 тысяч долларов за каждого ребенка. Некоторые граждане США, заплатив деньги "Юноне", так и не усыновили детей, потому что не смогли найти их в той или иной стране.
Из России "Юноной" было продано несколько десятков детей. В частности, при посредстве этой компании был продан приемной американской семье Алексей Гойко, погибший от рук мачехи Ирмы Павлис в 2005 году.
Уже после трагедии, произошедшей с Лешей Гойко в американском штате Иллинойс, выяснилось, что своим новым родителям-убийцам мальчик обошелся в 11 тысяч долларов. Именно столько приемная мать Ирма Павлис заплатила посреднику из Краснодара, некоему Владимиру Жердеву. На него американская пара вышла, когда остальные легальные способы усыновления из-за проблем с документами и недостатка денег им были не доступны. Владимир Жердев стал посредником между четой Павлис и директором дома ребенка, где находились Алексей Гейко и его младшая сестра.
Также он пообещал уладить все проблемы с оформлением документов. Жердев, как и было оговорено, все решил в кратчайшие сроки и без бюрократических проволочек. После переезда в США Алеша Гейко стал Алексом Павлисом, однако о нем и его сестре семья не сообщила в органы соцопеки США, что полагалось сделать по закону.
В приемной семье Алекс прожил чуть больше месяца – все это время его избивали приемные родители. Однажды Ирма, по ее словам, "потеряла контроль над собой" и избила мальчика до бессознательного состояния. 18 декабря 2003 г. он был госпитализирован в бессознательном состоянии и на следующий день умер. Однако и на этом издевательства над Гейко не прекратились – уже после смерти из его тела изъяли некоторые органы для пересадки.
Дело погибшего Алексея Гойко, к несчастью, не единственное в этом ряду. Из той же череды - убийство семилетнего Виктора Тулимова из Амурской области в июле 2004 года. За это преступление супруги из Нью-Джерси Роберт и Брэнда Мэтью были приговорены к 10 годам тюрьмы. Один из сыновей Мэтью, 16-летний Роберт, показал на следствии, что родители обращались с русским мальчиком жестоко и залепляли ему рот скотчем, когда он громко кричал. В августе 2002 г. в США погиб еще один усыновленный ребенок из России – двухлетний Никита Хорьяков из Оренбурга. Оба мальчика попали к приемным родителям при помощи частных лиц.
Заместитель генпрокурора России Сергей Фридинский уже заявлял ранее, что иностранные агентства по усыновлению детей после череды этих вопиющих случаев попали под особое внимание правоохранительных органов. Уже в начале этого года по результатам проверок в Иркутской, Пермской и Курганской областях возбуждены и расследуются десятки уголовных дел по выявленным фактам мошенничества, злоупотребления служебным положением, незаконного предпринимательства со стороны должностных лиц и посредников при усыновлении российских детей.
Было установлено, что за содействие при усыновлении иностранцами российских детей, которое осуществлялось с нарушением российского законодательства, чиновники получали вознаграждение от $400 до $9 тыс. Деньги директорам детских домов, домов ребенка передавались работниками органов опеки и попечительства посредниками. Кроме того, сотрудники прокуратуры выявили факты, когда российским гражданам, желавшим взять ребенка, чиновники отказывали в оформлении документов под предлогом подготовки детей к иностранному усыновлению.
Бизнес по незаконному усыновлению детей процветает и в столице. В конце прошлого года под суд отправилась москвичка Людмила Вержбицкая, которая занималась продажей младенцев бездетным супружеским парам. В основном она действовала по отлаженной схеме: уговаривала несовершеннолетних беременных девочек и их родителей, желающих избавиться от ребенка, не прерывать беременность. После рождения мать отказывалась от младенца, подделывались документы о якобы экстракорпоральном оплодотворении, и малыш отправлялся в приемную семью за границу. За каждого проданного по такой схеме ребенка Вержбицкая получала около 20 тысяч долларов.
Огромное множество агентств, предлагающих свои услуги по усыновлению детей из разных стран и поиску суррогатных родителей, существует и в Интернете. Как утверждает реклама, цели у них самые благородные - опытные профессионалы помогают бездетным парам реализовать свою мечту завести ребенка. Однако цены на "живой товар" не имеют ничего общего с благотворительностью – сэкономить можно, лишь выбрав ребенка не самой популярной национальности, в частности, россиянина.
Дети разных национальностей идут по разным ценам. На одном из сайтов по усыновлению за детей из Гватемалы просят £13 тыс., маленькие азербайджанцы стоят £10,5 тыс. Дешевле всего оцениваются дети из Казахстана и России – по £8,2 тыс. Это говорит не столько о "качестве" детей, сколько о сравнительной простоте этого "черного" бизнеса в России.
Сегодня в России в детских домах растут более 260.000 детей. Однако, к сожалению, в России институт приемных семей так и не получил должного развития, в то время как торговля детьми за границу превратилась в гигантского спрута, приносящего ежегодный доход свыше 10 млрд. долларов. Этот чудовищный вид контрабанды может соперничать с незаконным оборотом оружия и наркотиков. Эта проблема присуща множеству стран - от США до Узбекистана. Ни одно государство не может делать вид, что проблема торговли детьми его не касается.
Важно то, что незаконное усыновление зачастую приводит детей не к новым родителям, а на глобальный рынок работорговли и сексуальных услуг. На последнем именно дети пользуются все большим спросом. Это происходит из-за большего числа случаев заболевания СПИДом и ВИЧ среди взрослых проституток. Многие тысячи несовершеннолетних принимают участие более чем в 30 военных конфликтах практически во всех регионах мира. Кроме того, дети продаются для работы на фермах и шахтах. Других заставляют заниматься попрошайничеством и втягивают в мелкие преступления.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.