Новые ПДД: поворот на Европу

Каждую новую редакцию Правил дорожного движения владельцы автомобилей обычно ждут, заранее настраиваясь на худшее. С одной стороны, подразумевается, что цель изменений в ПДД – сделать движение на дорогах более безопасным и комфортным. С другой – каждая новая редакция Правил в чем-то урезает права автолюбителей. Прошлая редакция, вступившая в силу с 1 апреля 2001 г., например, ужесточала процедуру прохождения техосмотра и запрещала водителям пользоваться за рулем мобильными телефонами, не оборудованными системой hands free (правда, как до 2001 года, так и сейчас, водитель, одной рукой выкручивающий руль, а другой прижимающий к уху мобилу – не исключение, а правило).

Однако по сравнению с изменениями, внесенными в ПДД постановлением правительства № 767, подписанным премьером Михаилом Фрадковым 14 декабря прошлого года и вступившими в силу с 1 января, это были цветочки. Так, новая редакция ПДД запрещает водителям ездить без включенного ближнего света за пределами городов, перевозить детей до 12 лет без специального автокресла, обгонять тихоходные транспортные средства в зоне действия знака «Обгон запрещен», а также машины с включенными «мигалками», с какой бы скоростью они не ехали. «Не прокатывают» теперь и объяснения водителя типа «забыл талон техосмотра дома» - талон ТО обязателен к предоставлению сотруднику милиции.

Очень жестко регламентируется использование световых приборов: противотуманки отныне обязаны быть только белыми или желтыми, поворотники – желтыми или оранжевыми, фонари заднего хода – белыми. Эта мера, пожалуй, самая непопулярная: около 12% автопарка России составляют американские и японские машины, оборудованные красными поворотниками. Теперь их владельцы должны заменить незаконную светотехнику за свой счет, а это, учитывая недешевые комплектующие, может больно ударить по карману. Самое забавное, пожалуй, то, что поправки в Кодекс Административных Правонарушений (КоАП), запрещающие использование светотехники, кроме утвержденной ГОСТом, были приняты еще летом 2005 г. Но тогда ни сотрудники ГИБДД , ни сами водители просто не обратили на это внимания.

В общем, запретов в новых Правилах куда больше, чем хотелось бы владельцам автомобилей. С правами гораздо хуже: по сути дела, водителям сделали одно-единственное серьезное послабление - разрешили пересекать разметку 1.2.1, ограничивающую проезжую часть, если она находится с левой стороны. По факту ее и так пересекали все, выезжавшие с обочины на проезжую часть, но формально инспектор ГИБДД имел право оштрафовать водителя на 0,5 МРОТ. Теперь не имеет. Что ж, и на том спасибо.

Серьезные изменения коснулись и знаков дорожного движения – новая редакция ПДД вводит 24 новых знака (среди них такие, как «Пляж», «Туалет», «Затор» и т.д.) и 18 новых разновидностей уже существовавших знаков.

Наказание за нарушение новых Правил варьируется от 50 рублей за езду днем без ближнего света до года лишения прав и транспортировки машины на штрафстоянку за использование красныхповоротников. Столь суровые меры по отношению к владельцам объявленных вне закона американских и японских машин наводят на подозрения: не является ли война, объявленная правительством красным и синим фарам, замаскированной попыткой ограничить рынок подержанных иномарок? Такой же, как, скажем, пресловутое повышение таможенных пошлин или попытка запретить «правый руль»? Если это так, то в ближайшее время стоит ожидать серьезного сокращения рынка японских иномарок и ввоза в страну подержанных американских машин.

Вряд ли эта тенденция поможет реанимировать отечественный автопром, но конкурентоспособность европейских и корейских машин, безусловно, повысится. Так, кореянки «Hyundai» и «Daewoo» наверняка окончательно закрепят свое лидерство на рынке иномарок, поскольку удар, нанесенный их ближайшим конкурентам – «Toyota» и «Mitsubishi» новыми ПДД, хотя и не смертелен, но все же весьма ощутим.

Еще одна цель новых ПДД - слегка расширить пресловутое окно в Европу, подогнать российское дорожное движение под западноевропейские стандарты. Так, статья об обязательном использовании ближнего света за городом взята из ПДД Финляндии, где, как и в России, тоже короткий световой день. Поправки в КоАП, регламентирующие использование световых приборов, также ограничивают рынок иномарок в основном европейскими моделями (для некоторых «американок», таких как Cadillaс или Ford Taurus, ни желтых, ни оранжевых поворотников просто не выпускают). С европейских образцов срисованы и многие новые знаки. Но для того, чтобы приблизить ситуацию на дорогах страны к европейским аналогам, самих по себе административных мер мало. Нужна определенная – и притом довольно высокая – культура поведения за рулем, а вот ее-то никакие изменения ПДД воспитать в водителях не в состоянии.

СПРАВКА: Предыдущие изменения в ПДД

До 1 апреля 2001 г. водители были обязаны предъявлять права или другие документы не только сотрудникам ГАИ, но и внештатным сотрудникам милиции, и даже народным дружинникам. С 1 апреля 2001 г. они обязаны делать это только по требованию сотрудника милиции. Дружинники или внештатные сотрудники милиции проверять документы водителя не имеют права

До 1 апреля 2001 г.: движение автомобиля с негорящими фарами и задними габаритными огнями запрещалось в темное время суток на дорогах без искусственного освещения.С 1 апреля 2001 г. с потухшими фарами запрещается ехать даже по хорошо освещенной магистрали. С 1 января 2006 движение с выключенным ближним светом фар за городом запрещено даже в светлое время суток.

До 1 апреля 2001 г. для обучения новичков вождению было достаточно трехлетнего водительского стажа. С 1 апреля 2001 г. обучать новичков вождению разрешено только лицам, имеющим соответствующую лицензию, причем машины обязательно должны быть оборудованы дополнительными педалями сцепления и тормоза

С 1 января 2006 г. дублирующая педаль сцепления стала обязательной только для учебных авто с "механикой". Желающие обучаться на машинах с АКПП могут теперь делать это беспрепятственно.

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Полина Петрова
Полина Петрова — журналист, корреспондент новостной службы Правды.Ру
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить