Для тех, кто не представляет, что такое для англичанина Трафальгар поясню, примерно то же самое что для нас Куликовская битва с той лишь разницей, что два года спустя Москву разграбили и сожгли орды Тохтамыша, а на Британию Наполеон перестал даже покушаться. Впрочем, еще неизвестно собирался ли он высаживаться на острова или блефовал как впоследствии Гитлер. Так или иначе, население Англии в обоих случаях "метало икру" не на шутку.
И если во Вторую мировую спасителями Британии стали пилоты королевских ВВС, то в далеком 1805-м - исключительно моряки во главе с неподражаемым Нельсоном. То, как относились к сэру Горацио еще при жизни трудно представить. Даже во времена отсутствия телевидения Нельсона мгновенно узнавали на улицах, обступали толпы, носили на руках. Только в 1802 году он 25 раз позировал художникам и скульпторам. Не узнать его, впрочем, было невозможно. Пустой правый рукав и невидящий левый глаз, к которому он прикладывал подзорную трубу, когда не хотел замечать, к примеру, сигнал на отступление, поданный его формальным начальником - адмиралом Паркером в битве за Копенгаген. А ведь тогда англичанам чудом удалось избежать позора в перестрелке с датской крепостной артиллерией и блокшивами. Положение спас Нельсон. Видя, что проигрывает, он на всякий случай предложил датчанам сдаться, и те сочли это за благо…
Впрочем, винить в малодушии датского кронпринца сейчас легко, а тогда в 1801 году слава Нельсона, как "героя Нила" и победителя французов при Абукире гремела по всей Европе. Кто еще мог похвалиться победами над французами? Еще немного и к ногам Наполеона ляжет весь континент! Огрызалась лишь Россия, у которой на пути к Тильзиту оставались еще Аустерлиц и Фридланд, да Англия, отделенная от континента спасительной полосой Английского канала, больше известного нам как Ла-Манш. Французы со своими масштабными приготовлениями армии вторжения буквально довели англичан до истерического состояния. Даже бесстрашный адмирал Джервис, удостоенный титула граф Сен-Винсент в честь победы над испанским флотом у одноименного мыса, не миновал этих настроений. Будучи Первым лордом Адмиралтейства он назначил своего любимца - Нельсона командующим силами Канала, видя в этом ключ к спасению нации. В чем-то он оказался прав, нация действительно перевела дух, а Нельсон вскоре понял, что никакой высадки на острова не предвидится. Однако в борьбе с французами на море надо было поставить точку, и это предстояло сделать именно ему…
Потеряв в битвах за Отечество глаз и руку, со множеством незаживших ран этот внешне тщедушный человек поражал недюжинной энергией, и целеустремленностью. Простой и незатейливый в жизни, если не сказать скучный, он был способен зажечь подчиненных, а предоставляя им неограниченную свободу действий в бою, буквально окрылял своих командиров. Откровенно скажу, что именно этого порой не хватает в нашем флоте, известном своей поговоркой "инициатива на флоте наказуема".
Доверие такая вещь, что оправдать его гораздо проще, чем обмануть или пренебречь. Зато недоверие или излишняя опека - корень многих провалов во всех проявлениях жизни. Трудно представить какие слова подыскивал Нельсон перед сражением, но, по свидетельству современников, у закаленных в боях и насквозь просоленных морских волков нередко наворачивались слезы.
Новизна нельсоновской тактики перечеркнула все наработки эпохи парусного флота, отправив на свалку линейную схему морских баталий. Не задумываясь, он рассекал боевые порядки противника походным ордером, чтобы не терять времени на перестроение и, уничтожив головной отряд, приступал к планомерному разгрому оставшихся сил. Одна из его знаменитых формул: "Если командир не видит или не понял сигнала, его никто и никогда не осудит, если его место окажется борт о борт с противником". Ну а дальнейшее, учитывая превосходство британцев в выучке, не должно было вызывать сомнений.
Кто-то приписывает натуре Нельсона жестокость, памятуя о самом спорном этапе его карьеры - неаполитанском, но моряки, служившие под его знаменами всегда были единодушны во мнении - он оставался харизматической личностью за которой шли в огонь и в воду. Корабли были в прекрасном состоянии, а люди - здоровы, сыты и по-своему счастливы, насколько можно говорить о счастье в эпоху "линьков" и "килевания".
Подобные чувства у подчиненных вызывал и наш великий адмирал Федор Федорович Ушаков. Ему так ни разу и не довелось узнать горечь поражения, а заслуги перед нацией получили высочайшую оценку - несколько лет назад он канонизирован.
Подвиг Горацио Нельсона, сраженного пулей французского снайпера в разгар главной и последней битвы его жизни увековечен фигурой адмирала, вознесенной над Лондоном Трафальгарской колонной. Тогда в 1805-м, известие о гибели Нельсона приглушило всеобщее торжество, придав ему привкус скорби и печали, и теперь, спустя два столетия англичане вновь со смешанным чувством отмечают этот юбилей.
21 октября 2005 года ровно в 8.00 на стеньгах флагмана адмирала Нельсона "Виктори" вновь взовьется знаменитый сигнал - "Англия рассчитывает, что каждый исполнит свой долг". К могиле Нельсона в соборе Святого Павла будут возложены венки, а увенчает торжества залп 52 орудий с борта "Виктори" в присутствии королевы Елизаветы II. "Виктори" считается самым древним из военных кораблей на действительной службе. Как и во времена Георга III, это по-прежнему корабль №1 королевских ВМС Великобритании. Это - музей, но обслуживает его военный экипаж, и никто не спорит о том, стоит ли перевести корабль на баланс муниципалитета Портсмута, чтобы освободить от непосильной финансовой ноши военно-морские силы. Кто-кто, а англичане понимают, что такое дух нации!
Именем лорда Нельсона назван уникальный учебный парусник, треть экипажа которого составляют инвалиды, в том числе на колясках. Это ли не благородное дело, заставляющее людей верить, что общество действительно делает все, чтобы все считали себя равными?
В июле 2005 г. мир стал свидетелем грандиознейшего из морских парадов. На Спитхедском рейде Портсмута - главной базы королевских ВМС выстроились 47 кораблей различных наций. Были разыграны эпизоды Трафальгарской битвы, причем роль "Виктори" досталась учебному кораблю итальянского флота "Америго Веспуччи". Парусник постройки 1931 г. оказался более других похож на флагманский корабль Нельсона. Французы молча наблюдали за представлением с борта самого крупного гостя этого действа - атомного авианосца "Шарль де Голль".
Память 14 000 моряков франко-испанской эскадры и 1500 англичан, павших в сражении почтят церемонией спуска на воду венков у мыса Трафальгар близ Кадиса. В ней примут участие военные корабли стран-участниц исторического сражения… Да упокоятся души всех моряков, нашедших последний приют в морских пучинах!
Сергей Апрелев, капитан 1 ранга, специально для «ПРАВДЫ.Ру»
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.