Земля луны

Ночное небо над Синаем поражает обилием и величиной звезд. Знакомые и чужие созвездия переплетаются в странные иероглифы и свисают пышными виноградными гроздьями, иногда роняя ягоды-молнии. Не хватит желаний, чтобы загадывать. Видимо, неслучайно именно арабы изобрели астрономию и профессию звездочета. Да и ислам с его полумесяцем и культовым метеоритом выглядит как космическая религия.

Но название свое Синай получил задолго до ислама. Его редкие аборигены поклонялись не кому-нибудь, а Сине — богине луны. Однако луны-то как раз над Синаем и нет. Лишь изредка за этим звездным великолепием можно разглядеть слабенький серп. Тайна раскрывается на рассвете, когда звезды исчезают и под светлеющим небом проявляется сплошная желтая поверхность гористой пустыни. Типично лунный пейзаж.

Синай издревле был идеальным местом отшельничества. Как сообщает авторитетный исследователь истории раннего христианства иеромонах Григорий (В.М. Лурье), "в Египте слова "гора" и "пустыня" употреблялись как синонимы". Действительно, кажется, для наблюдения за миром с точки зрения вечности трудно найти лучшее сочетание. Однако скорее оно относится именно к Синаю, а не ко всему Египту, где сочный тропический Нил задолго до христианства создал совершенно иную цивилизацию.

"Египет вообще" несколько выходит из берегов нашей темы. Это слишком особая, герметическая страна Осириса и Анубиса, пирамид и скарабеев, тайное дитя Атлантиды и родина алхимии. Место, где у всех европейских мистиков окончательно ехала крыша — "антихрист" Кроули там услышал шепот своей Liber Legis, а масон Генон превратился в суфийского шейха.

Но об этом как-нибудь в другой раз. В данном случае нас интересует тот неслучайный факт, что скрижали Завета Единобожия, признанные всеми авраамическими религиями — иудаизмом, христианством и исламом, — были получены человечеством именно на Синае. Что навсегда и вывело этот странный пустынный полуостров за рамки "общепринятой" истории. А за рамками "общепринятой" географии он пребывает изначально, то ли соединяя, то ли разделяя Азию и Африку. Если бы у синаитов была охота выдумать себе геополитический лик, они имели бы все основания назваться "афразийцами".

Но они предпочитают оставаться самими собой. Центром Синая является эта самая Гора Моисея и возникший на ней в VI веке православный монастырь Святой Екатерины. Монастырь этот не менее уникален — в нем и поныне зеленеет тот самый куст неопалимой купины, откуда Бог говорил с Моисеем, причем его ветви при попытке их высадить где-то за пределами Синая сразу усыхают. А монастырская базилика мирно соседствует с мечетью и минаретом. В общем, весь авраамизм "в одном флаконе". И вдобавок этот монастырь совершенно независим, управляется собственным архиепископом, не подчиняющимся ни одной из официальных мировых церквей. При этом он ни разу не был никем захвачен или разорен, но напротив — хранит в своей библиотеке многочисленные "охранные грамоты", от пророка Мухаммеда до Наполеона. Кстати, библиотека эта по количеству церковных документов на всех языках — вторая в мире после Ватиканской. Узнавая все это, легко верится в то, что сия обитель действительно находится под прямой Вышней опекой.

Верится и во многие другие тайны, окружающие ее. Это когда-то давно все население Синая составляли лишь горстка монахов и добровольно помогающие им редкие бедуинские племена. Сегодня же, вдохновленные неписаным преданием об отпущении всех грехов на вершине горы при рассвете, туда еженощно поднимаются сотни паломников. Хотя вершина эта находится в более чем двух с четвертью километрах над уровнем моря, а подъемная тропа требует 3-4 часов бодрого ходу на ночном ветру. А выше — еще крутые ступеньки. Многие изнеженные европейцы и москвичи в желании и рыбку съесть, и грехи отпустить долго набираются смелости в бедуинских палатках, а потом берут у их хозяев верблюжье "такси". Но, как негромко замечают гиды, в таком случае грехи отпускаются верблюдам...

Гиды, ведущие этот подъем и экскурсию по монастырю, вообще примечательные. Закутанные в платки-арафатки, они с таким высоким пафосом вещают о том, как "пророк Моисей вел Божий народ через пустыню из египетского плена", о священной миссии других пророков — Илии и Аарона, что все ежедневно-телевизионные арабско-еврейские проблемы выглядят на этом фоне какой-то нелепой уткой. Но, кстати, довольно удивителен тот факт, что на подъеме нами не было замечено ни одного ортодоксально одетого еврея, хотя, казалось бы, уж кому-кому, а им сам Бог велел пройти по стопам Моисея. Ужели представители "Божьего народа" все поголовно считают себя безгрешными? А на гору отпускать грехи взбираются и довольно далекие от всех авраамических традиций японцы, и индусы, и даже виртуальные персонажи вроде Масяни с Хрюнделем...

Хотя для иудейских ортодоксов визовых проблем для въезда на Синай нет никаких — граница с Израилем здесь близка, открыта и спокойна. И на Синае, особенно в Дахабе, отдыхает немало молодых израильтян. Граница, думается, здесь иная — между официальными в Израиле расовыми комплексами и свободным от них менталитетом постсионистского поколения. Если шароновцы еще со времен его синайских набегов молятся своему великодержавному идолу, то израильская молодежь, приезжающая на Синай, уже просто живет в глобальном мире, легко находя общий язык со своими сверстниками отовсюду. Так что европейские "бархатные революции", продолжающиеся и поныне, вскоре, возможно, навестят и Святую землю...

А городок Дахаб на восточном берегу Синая — это еще одна местная уникальность. Своего рода пристанище "незнаек на луне". Это забавно контрастирующий с имиджем "арабского мира" очередной глобальный центр неформалов — с гитарами, ирокезами, кальянами, ну и всем остальным, нечто вроде мини-Амстердама, Ибицы или Гоа. Здесь очень оригинальная роза ветров — и потому в море больше серферов, чем простых купальщиков. Да и просто "купаться" здесь грех — лучше надеть акваланг и погрузиться в невероятно красочный, поистине неземной мир кораллов и рыб-ангелов. Красное море — это просто какой-то аквариум под открытым небом. Личное сатори автора настигло, когда в магнитофоне маленького русского дайв-клуба вдруг заиграла песня Евгения Головина про Эльдорадо. А потом с перламутровыми рыбками можно выпить холодного пива в харчевне "No Name Restaurant" на деревянном баркасе, гордо стоящем посреди дюн, прикупить сувениров на базаре с надписью "Why not bazar?" и остановиться на ночь в интернациональном "Crazy Camel Camp". Все это в Дахабе гораздо дешевле, чем в Европе, Израиле и Москве, в том числе и интернет, куда и отсылаем заинтересовавшихся.

Впрочем, больше недели, ну максимум дней десяти, северянину, да еще зимой, такое Эльдорадо противопоказано. Могут быть проблемы с акклиматизацией — не столько физической, сколько психологической. Чрезмерный южный фоновый шум и резкая контрастность несколько сбивают затем восприятие привычных красок и звуков, чего-то начинает не хватать, а другого, наоборот, кажется слишком. Хотя, с другой стороны, именно с Севера многие проблемы южан выглядят даже забавно. Наш рейс из Шарм-эль-Шейха прилетел в Домодедово сразу после тель-авивского. Багаж выгрузили на соседние транспортеры. Пассажиры выдерживали немую сцену, наблюдая за приближением граждан, через одного повязанных сувенирными арафатками. Багаж долго не ехал. Две шеренги в тишине смотрели друг на друга. Кто-то напрягался. Наконец с одного края раздался вопрос: "Что, все арабы?" Ответ можно считать вершиной народной дипломатии: "Ага, как вы все евреи". Общая реакция — Жванецкий отдыхает.

Владимир Рулев ,
"Независимое обозрение",
18.12.2003

Источник:
NOB.ru

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить