Недавно Геннадий Андреевич Зюганов объявил русскую идею. Так и заявил: «Русскую идею формулирует только КПРФ».
Конечно, рассуждать о русской идее с фамилией Магидович не во всяком смысле удобно. Но с другой стороны, не каждый же, обитающий на российских просторах носит фамилию Иванов. Инородцам тоже бывает интересно, в следствие какой из множества русских идей, например, их начнут мочить в сортире.
Сразу замечу, что не очень обнадеживает, что русскую идею объявляет своей монопольной собственностью одна, хоть и очень большая, и весьма уважаемая, но партия. Все-таки слово «партия» происходит от латинского pars (partis), что значит – часть. А русская идея принадлежит всему русскому народу, во всей его целокупности. И некоторые русские не разделяют идей товарища Зюганова -– что ж им, так и быть безыдейными?
Скажу еще одну вещь – русская идея принадлежит не только этническим русским, но и представителям всех остальных народов, добровольно или вынужденно живущих в России. Она принадлежит даже тому негру преклонных годов, который выучил русский только за то, что им разговаривал Ленин, а теперь боится выйти вечером на Люблинскую улицу, потому что в подъезде ему бьют морду скинхеды. Тоже, заметим, вооруженные подходящей русской идеей.
Ну и последнее общее соображение – партия, формулирующая единственную русскую идею носит имя «коммунистической». Что не вполне укладывается в понятие марксизма-ленинизма, для которого всегда был характерен пролетарский интернационализм. Если мне память не изменяет, а она мне не изменяет, над логотипом «Правды» в старое доброе время так и было прописано – «Пролетарии всех стран – соединяйтесь!» О «русском коммунизме» говорил один только Бердяев, которого товарищ Ленин усадил на пароход и выпер за пределы государства рабочих и крестьян, чтобы не наводил смуту.
Вот с такими соображениями и приступим к изучению русской идеи в изложении товарища Зюганова, который во всяком разе превзошел товарища Ленина – вождь революции не был даже бакалавром, а вождь КПРФ все-таки доктор философии.
В интервью православной газете «Десятина» Г.А.Зюганов сформулировал свою триаду – «Православие, Армия, КПРФ», чем ощутимо превзошел небезызвестного Победоносцева, трактовавшего русскую идею как «Православие, Самодержавие, Народность».
Как можно заметить, в формуле русской идеи у Зюганова с Победоносцевым общего только Православие. Вместо Самодержавия присутствует Армия, и тоже с заглавной буквы. Армия – это хорошо. А также МВД, ФСБ и ФСО. Но почему из всех составляющих Власти, которую имел в виду Победоносцев под Самодержавием, нынешние коммунисты фетишизируют только Силу?
Вместо Народности у Победоносцева Зюганов ставит... КПРФ! Это что значит, народ и партия едины? Как-то не здорово получается для беспартийных граждан.
«Суть нашей национальной идеи - это сильное государство, высокая духовность, социальная справедливость и коллективизм», - сообщает Г.А.Зюганов в специальном своем послании, посвященном русской идее. Очень хорошие лозунги, но чего в них русского и национального? Вполне подходит под описание Японии, причем не в желательном, а в самом что ни на есть действующем виде.
«Если же говорить о национальной идее в самом свернутом, сжатом виде, то сегодня она сводится к ключевому вопросу: выживанию, сбережению, защите русской нации, как государствообразующей», - сказал дальше Г.А.Зюганов. То есть русская идея, формулируемая КПРФ, является дословным воспроизведением евразийской модели кн. Трубецкого? Тогда хотелось бы спросить, почему такую идею способна сформулировать только коммунистическая партия? Вполне сгодился бы и Дугин. Более того, абсолютно те же слова, только со ссылкой на первоисточник, на кн. Трубецкого, являются программными установками Евро-Азиатского еврейского конгресса под руководством казахстанского бизнесмена известно какой национальности А.Машкевича. Разумеется, только русский народ там заменен на еврейский.
И что, это все, к чему пришло почти столетнее развитие коммунистической идеи в России? Честно говоря, жалкое зрелище.
«Мы не устаем повторять, что спасение России, механизм реализации современной национальной идеи в решении четырех основных вопросов, без которых нельзя ничего сделать, -заявил Г.А.Зюганов. - Первый и главный - все, что досталось нам от Всевышнего и отцов-победителей, обязано принадлежать всем гражданам: нефть, газ, золото, алмазы, стратегические отрасли, экономика». Вот так, все в кучу – нефть, алмазы, экономика. По сути, все правильно. Кроме экономики. Потому что, либо КПРФ признает многоукладную экономику, и тогда можно говорить о каком-то гражданском согласии между разными классами и группами населения (правда, это в терминологии научного коммунизма называется соглашательством). Либо не признает – и тогда русская идея в исполнении КПРФ не включает в себя примерно половину русских, так или иначе подвизающихся в частном секторе. То есть либо русская идея и отказ от теории пролетарской революции, либо пролетарская революция, но уже без благостной русской идеи. И мне так кажется, что второе, потому что русские Потанин, Пугачев, Касьянов, Путин без боя ни нефть, ни алмазы, ни золото никакому русскому народу не отдадут. Потому что у них совершенно другая русская идея в голове, чтобы все было благостно, чтоб крепостные девки баню топили, а всевозможным бунтовщикам рвали бы ноздри и везли в Сибирь, добывать нефть, золото, алмазы.
Собственно, дальше вождь ничего содержательного не добавил, увлекся частностями: «Мы убеждены в этом и потому рассматриваем всю избирательную кампанию 2003-2004 года именно как борьбу за воплощение в жизнь русской, российской национальной идеи». То есть, если партия получит на выборах 20 процентов, то это будет воплощением национальной идеи на одну пятую, а если 30 процентов, то почти на треть?
Некоторую ясность вносит интервью, данное Зюгановым Александру Ципко, что уже странно – как-то привычно воспринимать этого автора в качестве певца горбачевской перестройки. Именно здесь Зюганов откровенно заявляет: «Простому русскому мужику какая разница: владеет Ходорковский или Абрамович? Надо, чтобы русский мужик владел тем, что тысячу лет отстаивали, осваивали, обживали и защищали многие поколения его предков. Вот наша принципиальная позиция».
Согласимся, что эта «принципиальная позиция» несколько отличается от марксистской. Но может она лучше?
«Если бы Путин, - говорит Зюганов,- в прошлом году поддержал бы наше предложение по референдуму. Там было четыре вопроса. Первый: недра, пашни, земля, леса работают на каждого гражданина. Второй вопрос: естественные монополии — это не только рельсы, провода, нефтепроводы, это нервы, жилы, сухожилия, которые связывают страну воедино. Они должны быть в руках государства, иначе государство не сможет отрегулировать цены на лампочку, на тепло, издержки на транспорт. Если все это государство не сможет отрегулировать, значит, почти все невыгодно производить, мы убиваем последние отрасли, которые еще мало-мальски живы. И еще было два вопроса: чтобы плата за "коммуналку" не превышала 10 процентов совокупного семейного дохода, а каждому гарантировать прожиточный минимум, чтобы пенсия и зарплата не были ниже прожиточного минимума, а зарплата бюджетников — врачей, учителей, людей в погонах, инженеров — была не ниже 8 — 9 тысяч рублей».
Собственно, вот это и есть национальная идея в изложении Г.А.Зюганова. «Цены на лампочку». 8-9 тысяч рублей – каждому. Ну и остальное.
Мне кажется, эта идея сформулирована для очень ограниченной части русского народа, не успевшей поучиться в высшем учебном заведении, да и в среднем много болевшей.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.