Подземные ходы, пещеры, гроты под Москвой привлекали меня давно. Но все как-то не представлялся случай побывать там. И вот 7 ноября наконец-то получил приглашение моего давнишнего приятеля Виктора Буйнова посетить то, о чем мечтал долгие годы.
Я взял с собой свитер, лыжную шапочку, электрический фонарик, спички да солдатскую фляжку с водкой – вдруг придется праздник отметить. Волновала неизвестность: хорошо ли Виктор знает московские подземелья, не заплутает ли в лабиринтах, не нападут ли на нас крысы-мутанты, не попадем ли мы в лапы бандюг, скрывающихся там от правосудия?
Ровно в 15 часов я был у него на квартире на Цветном бульваре. Виктор скептически осмотрел мой цивильный «прикид» и, рассмеявшись, сказал: «С таким набором шмоток под землю не ходят. И выдал мне костюм химзащиты, шахтерскую каску, мощный железнодорожный фонарь, метров десять капроновой веревки, набор альпинистских крючьев, молоток, запас продуктов на неделю. С собой он взял то же самое. Добавил только саперную лопату и кирку. Пояснил, что под землей всякое может случиться, нужно быть ко всему готовым. Поверх костюмов мы надели оранжевые куртки-безрукавки рабочих-ремонтников, чтобы при спуске под землю сбить с толку милицейские патрули.
Нападение «грызуна»
Двинулись к Трубной площади. Незаметно проскочили в один из полуразрушенных домов, на месте которого во времена царевны Софьи стоял дворец одного из влиятельных вельмож. Он-то и построил подземный ход, через который попадал прямо в Кремль в объятия любвеобильной царевны. Виктор нашел ход по археологическим книгам, расчистил его и стал использовать для спуска в подземелья. Отодвинув бетонную плиту, закрывавшую входное отверстие, мы стали спускаться вниз.
В нос ударило страшное зловоние. От большой концентрации невыносимых запахов стали слезиться глаза. Было трудно дышать. Несмотря на теплую одежду, сырость пронизала все тело. Стало жутко от кромешной тьмы. Я посмотрел наверх. Виден был лишь маленький кусочек хмурого неба. Подумал: может, вижу его в последний раз. Виктор окликнул меня: «Не отставай». И мы двинулись по подземелью.
Под ногами хлюпала вонючая жижа. Каменные стены хода были покрыты слизью. Она была черной, красной, желтой и просто бесцветной. Господи, до чего же мерзкий у нее запах! Напоминает кислые щи, сдобренные тухлыми яйцами. Меня едва не стошнило.
Примерно через 250 метров свернули к Неглинке. Тоннель был настолько узким, что пришлось продвигаться боком. Вот когда я оценил своего приятеля, который одел меня в прорезиненный костюм. Если бы не это снаряжение, то я бы уже выглядел не лучше бомжа.
Неожиданно мне на плечи кто-то прыгнул. В голове пронеслось: «крысы-мутанты». Что есть силы попытался стряхнуть грызуна-гиганта, но не тут-то было. Позвал на помощь Виктора. Оказалось, что на меня упал огромный кусок желтоватой слизи. Впервые за полчаса, проведенные под землей, мы искренне и весело рассмеялись. Действительно, в таких нечеловеческих условиях могут выжить только микробы да бомжи. Какие уж тут крысы-мутанты!
Дыхание смерти
Под Малым театром мы свернули налево и двинулись к Лубянке. Уж очень хотелось убедиться в надежной защите уважаемого ведомства от проникновения туда шпионов. Чтобы перебраться к ходам под Лубянской площадью, нам пришлось использовать тайный пролом, сделанный диггерами. На вид это щель размером метр на пятьдесят сантиметров. Порой казалось, что вот-вот нас раздавит этот огромный каменный слой, который зловеще навис над нами. Виктор лез первым и, поскольку он по габаритам был намного меньше меня, двигался значительно быстрее. Мне же, скорее напоминающему шкаф, приходилось преодолевать каждый метр с огромным трудом. Иногда напарник вытягивал меня за веревку. Самое неприятное было то, что не хватало воздуха. Наконец мы выползли к огромной железной двери, на которой висел внушительных размеров замок. Мой приятель толкнул дверь ногой, и она поддалась.
Перед нами открылся метров в десять ход, отделанный серым известняком. Дальше подземелье было замуровано. Мы стали простукивать стену и скоро обнаружили, что совсем рядом есть пустота. Несколько сильных ударов киркой, и проход открыт. Как только влезли туда, свод с грохотом рухнул. Поднялась густая ядовитая пыль. Она лезла в рот, нос, глаза. Дышать становилось все трудней и трудней. Решили прокопать ход параллельно обвалившемуся. Это оказалось делом непростым. На двоих были саперная лопата да кирка. Трудились не покладая рук, без отдыха. Лишь иногда пили воду. Через двадцать минут мы вконец обессилели. Хотелось спать. Это плохой признак. Начали экономить аккумуляторы. Во время следующего перерыва мы одновременно заявили друг другу, что прекрасно видим в темноте. Вначале подумали – галлюцинация. Проверяли самыми разными способами. Читали газету, определяли цвета одежды. Оказалось, наше зрение каким-то чудом приспособилось к кромешной тьме.
Кровавые жертвы
Через полчаса уперлись в каменную стену. По утверждению Виктора, это был тот самый знаменитый коридор, когда-то соединявший КГБ и ЦК КПСС, по которому во время августовского путча переносили мешки с деньгами партии и секретными документами. Пробить брешь в знаменитом тоннеле было практически невозможно. По утверждению Виктора, стены галереи могут выдержать не только напор диггеров, но и взрыв атомной бомбы средней величины. Решили продолжить раскопки, свернули налево.
Скоро мы вновь уперлись в стену. Наэтот раз кирпичную. Сделали пролом и неожиданно оказались в тоннеле коммуникаций. Прислонились к стене, с огромным удовольствием выкурили по сигарете.
После пережитого ужаса идти было легко и радостно. До выхода из тоннеля оставалось шагов десять, когда мы услышали человеческие голоса. Их было пять человек. Все в черных гидрокостюмах и с автоматами в руках. Ощущение не из приятных. Когда неизвестные удалились, мы ускорили шаг и двинулись к люку в стене. Открыли решетку и полезли по ржавым лестницам вниз.
Послышался знакомый шум метро. Сердце радостно забилось. Будто встретил хорошего старого знакомого. Я предложил моему приятелю закончить экскурсию и выбираться наверх. Виктор обиделся: «Ты что, сдрейфил?» Скрепя сердце продолжил спуск. Насчитал семь уровней тоннелей. В самом нижнем коридоре было воды по пояс. Под ногами сплошное месиво. Иногда наступал на что-то пружинистое. От одной мысли, что это трупы, бросало в дрожь. Виктор остановился и стал внимательно изучать стену. Он искал переход к другим подземным ходам. Нашел. Через узкую щель поползли к подземелью, которое должно привести к гостинице «Россия». Страха, что может произойти обвал, больше нет. Чувства притупились.
Встретили необычных людей. Они расположились на просторной площадке и совершали какие-то таинства. На самодельном столе лежала голая женщина. Лицо ее закрывала черная маска. На животе лежал меч. Вокруг нее горели толстые черные свечи и стояли люди в черных одеждах и масках. Их главный держал в руках чашу, макал в нее помазок и брызгал на женщину красной жидкостью: «Великие черные силы, обращаемся к вам!» Виктор объяснил, что это сатанисты: «Самое страшное у них – приношение жертвы сатане. Видел, что иногда для умерщвления они приносят грудных детей, убивают, а кровь пьют все члены секты. Надежда только на бомжей. Они постоянно громят пристанища сектантов и не дают им укрепиться на одном месте». Посоветовавшись, мы вернулись назад и пошли другим путем.
Клад Ивана Грозного
Скоро добрались в район гостиницы «Россия». На нашем пути оказалось небольшое озерцо. Вода в нем была черной. Озерцо бурлило и выделяло аромат, знакомый всем пьяницам. По словам Виктора, постарались торговцы фруктами и овощами, сбросившие сюда через наземные сливные люки партию испорченного товара. Если бомжи узнают, то непременно выпьют все до последней капли.
Усталость валит с ног. Хочется домой, под горячий душ. Но мой приятель настаивает, чтобы мы шли к Кремлю. Вход в подземный ход располагался примерно на высоте двух с половиной метров. Пришлось вспоминать опыт скалолаза двадцатипятилетней давности. Срывался раз десять, но потом все же залез. Своды подземелья отделаны белым камнем. Их не тронуло время. Дно завалено толстым слоем мусора. Посредине хода расположен колодец с водой. Я посветил в него фонарем. Когда убрал, то с удивлением увидел, что вода светится. Оба конца хода были перекрыты мощной кирпичной кладкой. Виктор подсунул ломик под кладку и неожиданно для меня отодвинул приличный кусок. Виктор объяснил: если удастся разобрать всю кладку, то можно пробраться в расположенную рядом одну из кремлевских башен. Он убежден, что именно этот ход приведет к спрятанной там знаменитой библиотеке Ивана Грозного. Пока же Виктор занят его раскапыванием. За все время раскопок он нашел уже около 30 золотых монет царской чеканки. Вообще же Виктор считает, что диггеры кинулись под землю не ради романтики – они ищут клады.Наш путь назад был значительно короче. На
поверхности у Гостиного двора нас ждали «Жигули». Прощаясь, Виктор пообещал, что в следующий раз возьмет меня на экскурсию в секретный подземный город, скрывающийся на юго-западе столицы...
Источник: Секретные материалы России "> Секретные материалы России
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.