15 ноября 1988 года на космодроме Байконур в СССР были успешно проведены испытания космического корабля многоразового использования "Буран"
Идея использовать крылья на возвращаемом космическом аппарате возникла сразу же с началом полетов в космос. Это обуславливалось желанием использовать потенциальные возможности земной атмосферы (в первую очередь, управляемое торможение и точное маневрирование) и тем авиационным заделом, с которым первые ракетчики пришли в космонавтику. Поэтому наличие крыльев на спускаемом аппарате, движущимся в атмосфере, выглядело простым и логичным.
Работы над этим проетом были начаты Сергеем Королевым , считавшим парашютную посадку бесперспективной, с 1958-го воздушно-космический самолет (ВКС) проектировался в ОКБ-23 В.М.Мясищева, а уже в 1961-м прошли испытательные пуски аппарата, названного МП-1. По результатам этих пусков ОКБ-52 представило проект 6,3-тонного беспилотного ракетоплана Р-1, но после снятия благоволившего к Челомею Н.С.Хрущева "воздушно-космическую" тематику у ОКБ-52 отобрали. Занимался крылатыми кораблями и А.Н.Туполев, но пока о них известно крайне мало.
Но в 70-х годах эта тема получила продолжение. В 1972 г. Никсон объявил, что в США начинает разрабатываться программа "Space Shuttle". Она была объявлена как национальная; затраты на программу планировались в 5 миллиардов 150 миллионов долларов в ценах 1971 г. По мнению советских учёных и военных, это программа имела явное целевое военное назначение. Как раз в это время начали говорить о создании мощных лазеров, оружия на новых физических принципах, которое позволяет уничтожать ракеты противника на расстоянии в несколько тысяч километров. Как раз вот создание такой системы и предполагалось для отработки этого нового оружия в космических условиях. Таким образом, возникла необходимость создания отечественной многоразовой космической системы как средства сдерживания потенциального противника.
В 1975 году в СССР начались проектные работы над советским "шаттлом", а 12 февраля 1976 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановили создать космическую систему "Энергия - Буран".
После 12 тяжёлых лет разработок и испытаний, напряженный труд многих людей завершился триумфом 15 ноября 1988 года.
Космодром Байконур. На старте МРКК "Энергия-Буран". Циклограмма предстартовой подготовки проходит без замечаний. Но погодные условия ухудшаются. Председатель Государственной комиссии получает очередной доклад метеорологической службы с прогнозом: "Штормовое предупреждение". Учитывая важность момента, синоптики потребовали письменно подтвердить получение тревожного прогноза. В авиации посадка - самый ответственный этап полета, особенно в сложных метеорологических условиях. ОК "Буран" не имеет двигателей для полета в атмосфере, в первом полете на его борту не было экипажа, а посадка предусматривалась с первого и единственного захода. Специалисты, создавшие ОК "Буран", заверили членов Государственной комиссии, что они уверены в успехе: для системы автоматической посадки этот случай не предельный. Решение на пуск было принято.
В 6 часов 00 минут по московскому времени МРКК "Энергия-Буран" отрывается от стартового стола и почти сразу же уходит в низкую облачность. В течение последующих нескольких часов все находились в неимоверном напряжении, ведь в случае неудачи последствия могли бы быть очень серьёзными. Однако всё обошлось и в 9 часов 24 минуты 42 секунды после выполнения орбитального полета и прохождения почти 8000 км в верхних слоях атмосферы, опережая всего на 1 секунду расчетное время, "Буран", борясь с сильным встречно-боковым ветром, мягко коснулся взлетно-посадочной полосы и после небольшого пробега в 9 часов 25 минут 24 секунд замер в ее центре. Над ним, прощаясь, пронесся самолет сопровождения... Необычно красивая, правильная и изящная посадка 80-тонного корабля! Просто не верится, что полет беспилотный. Кажется, что самый хороший летчик не смог бы посадить "Буран" лучше. Везде, где специалисты и просто причастные к этому полету люди наблюдали посадку "Бурана", взрыв эмоций.
Огромное напряжение, с которым велась подготовка первого полета, усиленное к тому же предшествующей отменой старта, нашло свой выход. Нескрываемая радость и гордость, восторг и смятение, облегчение и огромная усталость - все можно было видеть на лицах в эти минуты. Так сложилось, что космос считается технологической витриной мира. И эта посадка позволила людям на ВПП возле остывающего "Бурана" или у экранов телевизоров в ЦУП вновь ощутить необычайное по остроте чувство национальной гордости, радости. Радости за свою державу, мощный интеллектуальный потенциал нашего народа. Большая, сложная и трудная работа сделана!
Увы, эта величайшая победа человека над космосом, победа человеческого разума и воли над обстоятельствами, победа советской науки оказалась последним триумфом в истории СССР. Надо признать, что корабль на тот момент не был окончательно готов к вводу в эксплуатацию, но после этого фантастического полёта о "Буране" забыли, как будто его и не существовала. Вовсю громыхала перестройка, ускорение и гласность, старт второго "Бурана" раз за разом переносился, ассигнования на науку таяли с каждым днём, космодром зарастал бурьяном, а "Буран" медленно ржавел.
12 мая 2002 года он был окончательно погребён под обломками крыши монтажно-строительного комплекса. В этом своеобразном саркофаге оказались все наши достижения в области исследований космоса. На следующий день стало известно о кончине главного инженера подразделения сборочно-испытательного комплекса ЦСКБ "Прогресс" Александра Костышева, который отвечал за ремонтные работы. В ноябре 2001 года умер генеральный конструктор НПО "Молния", создатель внешнего облика "Бурана", Глеб Лозин-Лозинский. Уже не осталось практически никого из той плеяды советских учёных, принимавших участие в разработке ракетоносителя "Буран". Сейчас уже мало кто помнит их имена, мало кто знает о самом "Буране", сиротливо доживающим свой век среди аттракционной части Парка культуры им. М.Горького.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.