Изо дня в день в милицейских сводках встречаются отчеты о подростках-преступниках. Педагоги хватаются за голову: откуда столько агрессии?
Она любит читать
В истории, приключившейся в этом году в Кемерове, все герои — дети. Однако в ней столько немотивированной жестокости, ненависти и щенячьей беззащитности, что даже заместитель прокурора Ленинского района Марина Юрьевна Макарова, видавшая виды, и та содрогнулась.
14-летнюю Ирину, ученицу одной из кемеровских школ, судьба обделила полноценной семьей. Есть у Иры папа и старшая сестренка. Когда-то, когда мама ушла из семьи, девочки остались с отцом. Между сестрами отношения сложились как между дочкой и матерью. Ирина в старшей, Кате, души не чает, все свои секреты доверяет. Однако у Кати теперь своя взрослая жизнь. И жилье отдельное — в том же общежитии. Так что Ирина и папа живут вдвоем. Папа работает, Ира заправляет домом. Отец гордится дочкой — умелая, послушная:
Видимо, эту черту — послушность до безответности — приметили ее подружки. Иначе бы не случилось того, что случилось. Началось все с книжки:
Было 11 часов дня. Ирина сидела дома одна, когда к ней в дверь постучали бывшая одноклассница Оля с подружкой. Оля попросила вернуть книжку, что дала почитать на днях.
О том, что произошло дальше, расскажу в подробностях, читать о которых будет нелегко.
Ирина ответила, что книжка находится у сестры. Оле же книжка требовалась срочно. Ира сходила к сестре, но комната оказалась запертой — Катя была на работе. После того как Ира объяснила девочкам, что книжку вернуть не может, Оля пригласила ее и подружку, Юлю, к себе домой. Девчонки отправились в гости. Конечно, Ира и предположить не могла, что приглашена с недоброй целью. Впрочем, кто сейчас скажет — может, ее, этой недоброй цели, первоначально у Оли и не было.
Так или иначе, но лучше бы Ире в тот день в гости не ходить. Потому что, закрыв за собой и за девочками дверь, хозяйка Оля превратилась в звереныша. Сначала для собственного увеселения потребовала, чтобы Юля ударила Иру. Юля почему-то подчинилась. Затем били уже вдвоем. Войдя в раж, Иру стали истязать. Привязали к стулу, обрили половину головы, раздели донага: Лучше и не перечислять, что они вытворяли с девчонкой. Потом заставили одеться. Сначала заплаканную и измученную повели во двор. Там в это время гуляли трое мальчиков. Оля с Юлей пригласили и их проучить виноватую. Один спросил: "За что вы ее так?" Оля ответила, что, дескать, она "косячница". И уже пятеро малолетних извергов повели несчастную жертву на пустырь за пятым роддомом. Повалили на землю, били, заставляли пить мочу из найденной здесь же банки и есть собачьи фекалии.
Четверо из пятерых с Ириной раньше знакомы не были. За что мучили, спрашивается? Юля ответила на следствии, что боялась Ольги. Мальчишки вообще плели нечто невразумительное и переваливали ответственность друг на друга.
Устав истязать, Оля потребовала, чтобы Ира зашла к сестре и забрала книгу. Кстати, не только книгу требовала юная Эльза Кох, в течение всех долгих часов измывательств она еще и накручивала на счетчик проценты за долг — сначала 600 рублей, потом семьсот, потом еще больше.
И когда Иру отпустили к сестре, она "должна" уже была не только книгу, но и деньги. Сестра Катя была дома и, взглянув на младшую сестренку, обритую, грязную, избитую, вызвала милицию.
Вслед за милицией нагрянула и Оля — за книжкой и деньгами: Цинизм? Недомыслие?
В возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетней извергини было отказано. Следствие установило, что действовала она не из желания получить извращенное сексуальное наслаждение, а из желания отомстить, причинить боль в ответ на причиненную обиду. Этот нюанс сыграл в пользу всех ответчиков:
Предвижу вашу реакцию: возмущение и оторопь. У многих, видимо, появилось желание расправиться: Может быть, не с конкретной Олей, а со всеми подобными отпрысками рода людского.
Однако прошу учесть, что Оли и Юли появляются не из пустоты. Единственный робкий голос в защиту Ольги на следствии подала ее мама, пояснив, что за полгода до того над ее дочкой так же издевались одноклассники. И тоже обрили наголо. Тогда у Оли, очевидно, и появилось желание отомстить. Ну хоть кому-нибудь:
Учительница одной из кемеровских школ с 20-летним стажем, выступая на собрании перед родителями первоклассников, отметила, что дети становятся все агрессивнее. По ее наблюдениям. Что же отмечают психологи?
Причин нет. Есть только следствия:
Казалось бы, жестокость,проявленная в том случае, не имеет причин. Не мотивирована, ничем не обусловлена. Не считать же причиной невозвращенную книгу. Взрослые пожимают плечами. Психолог областного психолого-валеологического центра Елена Викторовна Бессонова пояснила:
- Причин, по которым дети, чаще всего подростки, проявляют агрессивность, обычно действительно нет. Но зато существует множество факторов, побуждающих к агрессии. Это и биологические — в период полового созревания происходит гормональный взрыв. В это время подростки частенько протестуют, защищая свое право на свободу принятия решений, на свободу выбора. Они стремятся отделиться от мира взрослых. Этот период чреват и агрессивностью, направленной иногда на окружающих, иногда — на себя самого. Положение усугубляет чувство вины. Часто не перед каким-то конкретным человеком, а вообще — непонятное, неадекватное. И бывает, если подросток не находит согласия с миром и самим собой — агрессию направляет на себя самого. Крайняя степень проявления — попытка суицида.
Нужно учесть и хромосомные аномалии, и гормональные нарушения, и психические болезни. Все это — физиологические предпосылки к агрессивному поведению. Не сбросить со счетов и стрессовые обстоятельства, в которых наши дети пребывают чуть ли не постоянно:
И все же, повторила Елена Викторовна, это факторы, способствующие: Если условия в семье, в обществе складываются благоприятно для ребенка, факторы могут и не сыграть роли.
Три кита, на которых дремлют загадочные русские души..
Александр Григорьевич Асмолов, заведующий кафедрой психологии личности МГУ, пришел к выводу, что общественное сознание нашей страны стоит "на трех китах". Первый кит — теория эволюции Чарльза Дарвина. Основа этой теории — борьба за существование. Сильнейший пожирает слабейшего. Хотя в природе существуют разные формы взаимоотношений — и симбиоз, и взаимовыручка и т. д. А нам навязывается мысль, что такова сущность всего живого и человеческого общества, в том числе — в пожирании.
Следующее — социум. Самая популярная теория — Карла Маркса. Борьба классов — бедные воюют с богатыми, происходят революции. Это и есть двигатель прогресса. Но ведь существуют и другие концепции развития — мирным путем. Однако они не рассматриваются, и авторов их у нас никто не знает. Это то, что касается общественного устройства. И о личности. Самый популярный в мире взгляд на человека — это взгляд Зигмунда Фрейда. Личностью движут две бессознательных мотивации — эрос, либидо (т. е. половое влечение) и танатос, мортидо (стремление к смерти). Все это — составляющие теории конфликта, которая прочно осела в головах многих так: борись со слабым, бей богатого (или бедного) и получай удовольствие.
Рождается маленький голенький человечек у родителей с частичкой Карла Маркса в башке и камнем в руке и за пазухой. И начинает бороться. С родителями, с самим собой, позже с учителями и с товарищами. Чаще с более слабыми. А как же иначе? Ведь естественный отбор: Да и родители стремятся, чтобы дети росли "с зубами", с цепами и с кулаками: Сами бьются, топчут, кусаются и детей учат. Как ребятам в этом вольере с хищниками сохранить чувство собственного достоинства, доброту, терпимость? Да и взрослым тоже:
Семейные тайны
Конечно, силами одной отдельно взятой семьи общественных устоев не изменить, и все же матери и отцы для своих детей могут сделать очень многое. Во-первых, пересмотреть собственную систему ценностей. Научиться добиваться своего не путем подчинения окружающих, не путем побед. А путем мирного разрешения конфликтов. Во-вторых, детей ни при каких обстоятельствах, считает Елена Викторовна Бессонова, нельзя наказывать. Вместо этого полезнее накладывать санкции.
Допустим, ребенок исчертил мелом дверь или разбил чашку, или насорил. Нельзя его в наказание заставлять перемывать все двери и кричать при этом дурниной. Нужно просто сказать: "Вымой дверь, выброси осколки, убери мусор". Это и будет бесконфликтное решение проблемы. И эта бесконфликтность очень важна для воспитания уважающего себя и других человека.
В-третьих, не стоит детей стыдить. Вроде "как не стыдно, большая девочка, а плачешь". Стыд, по мнению психологов, диструктивен и приводит к агрессивности. В-четвертых, — не опекать чрезмерно. Обращаться с ребенком так, чтобы не задевать внутренней свободы. Он должен сам иметь право выбора друзей, рода занятий, манеры одеваться. А воспитать таким образом, чтобы он сделал правильный выбор, — задача родителей и педагогов. В-пятых, не предъявлять к детям чрезмерных требований. Мы ведь все хотим видеть в продолжателях рода вундеркиндов или, на худой конец, просто отличников. Если ребенок не может соответствовать этим требованиям, не нужно настаивать. Все равно не изменить его природы, способностей. И в-шестых — нельзя одного ребенка сравнивать с другим. Ведь каждый человек — это целая вселенная и другой такой нет.
И последнее: мы, взрослые, обозлены, ссоримся, осуждаем соседей, начальство, персонажей кинофильмов и т. д. Причем школьные педагоги — не исключение. Агрессивны не в меру. Лучше жить от этой агрессивности не становится ни агрессорам, ни их жертвам.
Пропаганда насилия с экранов — это вообще отдельная тема. В воздухе витает мысль: все, что попадает на глаза ребенку, нужно подвергать психологической экспертизе. И игрушки тоже, кстати. Потому что у нас многое, производимое для детей, призывает к жестокости.
Татьяна ФОМИНА
Источник: Томь "> Томь
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.