Люди старшего поколения помнят, должно быть, старый бумажный рубль величиной с ладонь, изъятый из обращения во время хрущевской реформы 1961 года. Пышный, в необарочных завитках, витиеватостью своего орнамента он словно олицетворял мощь первого в мире государства рабочих и крестьян. Грозная предупреждающая сентенция "Подделка государственных казначейских билетов преследуется по закону" охвачена синими змеевидными "шлангами", которые вверху, над надписью, дважды сплетаются в виде двойной спирали.
Люди старшего поколения помнят, должно быть, старый бумажный рубль величиной с ладонь, изъятый из обращения во время хрущевской реформы 1961 года. Пышный, в необарочных завитках, витиеватостью своего орнамента он словно олицетворял мощь первого в мире государства рабочих и крестьян. Грозная предупреждающая сентенция "Подделка государственных казначейских билетов преследуется по закону" охвачена синими змеевидными "шлангами", которые вверху, над надписью, дважды сплетаются в виде двойной спирали.
Это сплетение внешне знакомо каждому, кто интересовался искусством Древнего Египта. Ну конечно — плита Нармера!
Более чем полуметровый блок серого шифера экспонируется в центре зала додинастического искусства Каирского музея. Здесь нет толпы (она этажом выше — глазеет на сокровища гробницы Тутанхамона), к стеклянному кубу можно подойти вплотную, постоять.
Один из древнейших памятников культуры в истории человечества — ему примерно 5 тысяч лет. Еще не было великих пирамид, еще не строили ирригационных каналов в долине Нила, фараоны еще носили неведомые нам имена, а Древних Египтов было два — Верхний, или Южный, более воинственный и могущественный, и Нижний, или Северный, размещенный в дельте Нила. На обеих сторонах плиты в технике плоского рельефа изображены сцены победы фараона Южного Египта над властителем Северного — объединителя страны.
В центре поля оборотной стороны размещена символическая сцена неясного содержания: два человека веревками сдерживают головы двух фантастических животных, свивших шеи в двойную спираль, — что-то наподобие змеиношеих жирафов.
Существует несколько версий, пытающихся объяснить этот рельеф. То ли, в самом деле, когда-то в дельте Нила паслись такие, "двухэтажные" жирафы, прирученные древними египтянами. То ли в зооморфном пантеоне эти чудища символизировали равновеликих сцепившихся богов — покровителей Севера и Юга. Прагматичные историки склонны полагать, что круглое углубление, образованное двумя шеями, использовалось для растирания красок художниками.
Как бы то ни было, главная тема первого в истории высокохудожественного памятника, объединяющая все рельефные сюжеты, — торжество победителей, покоривших грозного врага.
Советский рубль с орнаментальной цитатой из плиты Нармера был выпущен в обращение в 1947 году. Рисунок купюры наверняка обдумывался раньше, в 1946 или даже в 1945 году — как раз после победы над гитлеровской Германией. Художник был, как видно, человеком, в истории искусств искушенным: отыскал истоки темы военной победы в запредельной исторической дали.
А может, решил тонко польстить победоносному генералиссимусу, сравнив его таким образом с фараоном Нармером. Ведь изображать самого себя на денежных знаках "скромный" вождь народов не позволял — вот изобретательный художник и нашел изощренный способ прославить "объединителя земель" Восточной Европы.
Такая параллель между государством могущественных фараонов и страной победившего социализма могла и не быть одобрена всесильной цензурой. Поэтому аналогия ненавязчива, всего в одном декоративном элементе. В случае грозного окрика сверху можно было все списать на случайность. А то, в самом деле, что за намеки на рабовладельческую империю? Впрочем, если бы кто и придрался, всегда можно было указать на серп и молот на фоне восходящего солнца — выше змееподобных "шлангов". Так что лояльность к строю оставалась вне сомнений.
Вот каким непростым был послевоенный целковый.
Даниил Земляк, "На грани невозможного".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.